НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 января 2017, 00:00

Мемория. Леонид Парфенов

Леонид Геннадьевич Парфенов
Леонид Геннадьевич Парфенов

26 января 1960 года родился Леонид Парфенов, российский журналист, телеведущий, автор популярных телефильмов и книг об истории России.

Личное дело

Леонид Геннадьевич Парфенов (57 лет) родился в Череповце Вологодской области. Родители, Альвина Андреевна (1931) и Геннадий Викторович (1931—2004), были из окрестных деревень. Отец работал главным инженером Череповецкого металлургического комбината, в свободное время любил охотиться на уток и ходил на рыбалку.

В 1977 году Леонид поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. Уже во время учебы печатался в ведущих советских изданиях — «Правде», «Огоньке», «Московских новостях». После окончания института в 1982 году работал корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», а затем на Вологодском областном телевидении в Череповце. Дружил с тогда начинающим музыкантом Александром Башлачевым. Именно в квартире Парфенова в сентябре 1984 года Башлачев познакомился с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким. В 1985 году Парфенов сделал с Троицким интервью на областном теоевидении.

В 1986 году стал спецкором молодежной редакции Центрального телевидения, параллельно был корреспондентом программы «Мир и молодежь». В 1988 году перешел на «Авторское телевидение», где вместе с Андреем Разбашем снял трехсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников.

В 1990—1991 годах «Авторское телевидение» выпускало развлекательную программу Парфенова «Намедни». В начале 1991 года ведущий был отстранен от эфира за высказывания по поводу отставки Шеварднадзе с поста главы МИД СССР. В 1991—1993 годах работал на Первом канале, где вел программу «Дело» и создал концепцию программы «Портрет на фоне». В 1993 году пришел на НТВ, где возродил «Намедни», рассказывавшую о культурных событиях в стране и мире. В 1994 году был автором и ведущим проекта «НТВ — новогоднее телевидение», получил за него свою первую ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа».

В 1995—1996 годах — автор первых двух частей новогоднего шоу «Старые песни о главном» на Первом канале. В 1997—2001 годах вел на НТВ исторический цикл «Намедни. Наша эра. 1961—1991». В тот же период снял телефильмы «Российская империя» и «Живой Пушкин». В программе «Итоги» делал рубрику «Особый взгляд Леонида Парфенова». В 1997—1999 годах занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров телекомпании. В 1998 году вел игру «Форт Боярд», участниками которой были журналисты НТВ.

После смены руководства в телекомпании в 2001 году остался на телеканале, был назначен генеральным продюсером НТВ. От ушедших на ТВ-6 коллег получил прозвище штрейкбрехера.

В том же году перезапустил программу «Намедни» — проект превратился в еженедельную политическую программу. В 2003 году передача получила ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». В июне 2004 года «Намедни» были закрыты, а сам Парфенов — уволен с НТВ из-за сюжета «Выйти замуж за Зелимхана». В репортаже рассказывалось об обстоятельствах процесса над сотрудниками российских спецслужб, которых правоохранительные службы Катара подозревали в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Центром сюжета было интервью с вдовой Яндарбиева Маликой. На запрете трансляции интервью настаивали российские спецслужбы.

С 2004 года снял ряд документальных фильмов на Первом канале: «О, мир — ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Цвет нации».

В 2004—2007 годах был главным редактором журнала «Русский Newsweek». В 2007 году начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра». В декабре 2014 года вышел седьмой том проекта, рассказывающего о знаковых событиях в истории СССР-России с 1946 по 2010 годы.

С 2011 по 2013 годы вел программу «Волшебный мир Disney» на Первом канале. В апреле-июне 2012 года был соведущим программы «Парфенов и Познер» на телеканале «Дождь». Информационно-аналитическая передача закрылась после ухода Познера, которому Первый канал пригрозил увольнением при продолжении работы на «Дожде». В 2013 году на этом телеканале выходил еженедельный политический тележурнал «Парфенов».

В 2014 году занимался выпуском очередного тома «Намедней», также снял фильм «Цвет нации» о Сергее Прокудине-Горском, пионере российской цветной фотографии.

Женат на журналистке Елене Чекаловой, ведущей кулинарных программ. В 2014 году Чекалова открыла в Москве собственный ресторан. В оформлении заведения помогала их дочь Мария Парфенова (1993). После учебы в Италии девушка поступила в университет ресторанно-гостиничного бизнеса. У пары есть еще старший сын Иван Парфенов (1988). Он закончил Миланский экономический университет.

Чем знаменит

 
Леонид Парфенов

Парфенов — один из самых узнаваемых и любимых россиянами телеведущих. При этом уже более десяти лет он появлялся на экране лишь эпизодически. Несмотря на жесткую критику власти и коллег, ведущему удается не наживать себе врагов, выпускать фильмы на Первом канале и получать премии профессионального сообщества.

Леонид Парфенов — создатель особого стиля на российском телевидении, где неторопливый рассказ ведущего сопровождается ключевыми деталями — вещами, подробными съемками с мест, эксклюзивными интервью, позволяющими зрителю глубже прочувствовать ситуацию и лучше ее воспринять. Материалы Парфенова и его учеников выделяются хорошим, легким слогом и логической завершенностью. Команда Парфенова после его ухода делала на НТВ программу «Центральное телевидение».

О чем надо знать

В ноябре 2010 года стал первым лауреатом премии имени Владислава Листьева. Выступая на церемонии вручения, раскритиковал ограничение свободы слова на российском телевидении и коллег, потворствующих такой ситуации. «Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица — не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании — попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться. Разговор Андрея Колесникова с Владимиром Путиным в желтой "Ладе-Калине" позволяет почувствовать самоуверенность премьера, его настроение на 2012 год и неосведомленность в неприятных темах. Но представим ли в устах отечественного тележурналиста, а затем в отечественном телеэфире вопрос, заданный Колесниковым Путину: зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского?» — задал риторический вопрос журналист.

В декабре 2011 года на митинге против фальсификации на парламентских выборах заявил, что современное телевидение — это «похабень с бадминтоном и амфорами».

В 2012 году вместе с Васей Обломовым и Ксенией Собчак записал музыкальные видеоролики «Пока, Медвед!», «ВВП» и «Рэп-молебен в поддержку веры».

В декабре 2014 года стал жертвой обмана — съемочная группа попросила ведущего сказать слова поддержки Алексею Навальному и подержать перед камерой лист с адресом navalny15.com. Выяснилось, что сайт был создан за несколько дней до интервью противниками Навального. Из интервью Парфенова на ресурсе была опубликована только часть с бумажкой. Точно так же была обманута Лия Ахеджакова.

Прямая речь:

О скандале с роликом про Навального: «Позвонил человек, назвался — Лев. Говорит: мы собираем подписи в поддержку Навального, чтоб не посадили, просим вас сняться в ролике — пусть люди на наш сайт заходят, голосуют. Хорошо, — говорю. Сам этот "Лев" не приезжал, координировал встречу со съемочной группой эсэмэсками. Встретили меня два парня обычно-московско-хипстерской наружности: камера и звук. Стали объяснять — чего говорить и как показывать в кадре листок с адресом. Не, — отвечаю, — я сам знаю, что сказать, а листок покажу в конце — мол, тут сказано, как именно поддержать Алексея. С двух, помнится, дублей — чтоб почетче и сжато — протараторил: преследуют, поскольку мы от него узнали про шубохранилища и если посадят — то за всех нас, кто считает, что власть не должна кормиться от должности, но так громко про это не говорит. И листок показал, конечно — вот, голосуйте в поддержку.

Что ребята эти — левые, узнал дня через три. Злился на свое неисправимое вологодское простодушие, на этих гнид — ведь руку жали, в глаза смотрели, благодарили, вроде даже с новым годом поздравили — и недоумевал: как ролик со мной можно "лево" использовать? Наконец, сегодня возник этот сайт — за то, чтоб Навального посадить. Гниды оказались при деньгах: долго я их заказуху не рассматривал, но сразу видно — сделано с размахом. А из ролика моего, примерно двухминутного, взяты, разумеется, последние 10 секунд».

Из интервью «Снобу» в сентябре 2014 года (о государстве): «Мы так и не вступили в эпоху хотя бы каких-то правил. В любой момент один игрок сметет с доски все фигуры и нам скажут: "Мы в Чапая играем, кончился королевский гамбит". И так уже наша квазиобщественная жизнь последнего сезона — сплошные щелбаны. А еще мне кажется, что все повторяется. Я помню зиму 1983—1984 года. Мы вечерами сидели в Череповце с Сашей Башлачевым. Он тогда только что написал "Время колокольчиков". И вот мы сидели, и нам казалось, что не мы их похороним, а они похоронят нас. Шла эта "гонка на лафетах"; умирал Андропов, заступал Черненко. Казалось, что это будет длиться вечно, и ничего мрачнее не может быть».

Из интервью изданию «Афиша. Воздух» в ноябре 2014 года (о советском в нашей жизни): «Мы живем в постсоветской стране; "пост-", но советской. Матрица та же, просто наложились новые реалии. А сейчас пошли откровенные отсылки к советской империи имени Иосифа Виссарионовича и представлениям о том, что все окрестные народы должны побаиваться и трепетать под нашей державной лапой. Как много значит слово русского царя… Пропаганда стала просто текстуально совпадать — борьба с безродными космополитами, Запад ощетинился натовскими ракетами, вот это все. Поэтому я и полез вглубь пятидесятых».

Там же о Крыме: «Да, границы вот так проводились, а Крым действительно передавали из хозяйственных соображений, причем совершенно очевидно, что это не было дурью лично Хрущева. В декабре 1953-го, когда все решили, — он еще не единоличный правитель. А скорее всего, обсуждалось решение еще при Сталине, советская власть запрягала долго. И ни в 1957-м, когда они Хрущева пытались снять, ни в 1964-м, когда его таки сняли, в числе его сумасбродств и волюнтаризма Крым не фигурировал. Если бы это была его персональная дурь, отыграли бы назад — ведь отыгрывали же, и границы резали, как хотели. Мои родители не родились в Вологодской области — наши места исторически были в Новгородской. А потом раз — и переделили».

Об итогах 2014 года в программе «Синдеева» на «Дожде»: «Я думаю, что мы потом будем про это вспоминать, что началась какая-то новая эпоха, которая обозначилась весной этого (2014) года. Эпоха Крымнаш с переходом в Намкрыш.

Если людям можно рассказывать про распятого мальчика — значит, можно. Если их это не возмущает, если они не спрашивают — пардон, а где второй свидетель?.. Как так, такой был ад, такой кошмар творился, это было на центральной площади! — Ну, значит, можно».

5 фактов о Леониде Парфенове:

  • Брат Леонида Парфенова Владимир (род. 1966) — бизнесмен, имеет фирму по продаже медицинского оборудования. Как и отец, любит охоту.

  • Накануне президентских выборов 2012 года Борис Березовский рассказал, что хотел бы видеть президентом России «Леню Парфенова».

  • Многие фильмы Парфенова выложены в свободном доступе на его сайте Leonidparfenov.ru. Также в интернете собраны его статьи и интервью, начиная с 1980-х годов.

  • «Теоретически я могу в январе 2016 года издать "Намедни. 2011–2015"» — заявил журналист в конце 2014-го.

  • Время от времени снимается в рекламе. Среди прочего рекламировал телевизоры Philips и часы Maurice Lacroix.

Материалы о Леониде Парфенове:

Статья о Леониде Парфенове в Википедии

Сайт Леонида Парфенова

Блог Парфенова на сайте «Эха Москвы»

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.