Мемория. Константин Ушинский

3 марта (19 февраля) родился выдающийся отечественный педагог Константин Ушинский.

Личное дело

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) родился в Туле, а детство провел в небольшом имении родителей, расположенном возле города Новгород-Северский. Его отец, Дмитрий Григорьевич, был выпускником Московского благородного пансиона, офицером, участником войны 1812 года. Константин получил начальное домашнее образование, часто пользовался обширной отцовской библиотекой. Когда мальчику исполнилось одиннадцать, его отдали в Новгород-Северскую гимназию. После вступительного экзамена Ушинский был принят сразу в третий класс. Окончив гимназию в 1840 году, поступил в Московский университет на юридический факультет.

В возрасте 22 лет выпускник университета Константин Ушинский был приглашен на должность профессора в Ярославский Демидовский лицей. Преподавать он должен был так называемые камеральные науки, включающие общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права. Начав работать, Ушинский все больше и больше убеждался, что образование в России нуждается в коренных реформах. «Тяжело бороться одному против усыпления, заливающего со всех сторон», — писал Ушинский. Но попытки что-либо поменять натолкнулись на противодействие со стороны начальства, в результате Ушинский вынужден был уволиться из лицея. После этого он некоторое время зарабатывал переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах.

Однако к этому времени Ушинский уже был убежден, что его призвание – педагогика. Он надеялся найти место преподавателя в другом учебном заведении, но репутация вольнодумца, которую он успел заработать у чиновников министерства просвещения, мешала этому. Ушинский не мог стать даже уездным учителем. В результате, чтобы содержать семью (Ушинский к тому времени уже был женат) ему пришлось служить чиновником министерства внутренних дел, по департаменту иностранных исповеданий. Заведовал департаментом граф Дмитрий Толстой. Ушинский, только поступивший туда, позволил себе в разговорах с сослуживцами критиковать какие-то действия своего начальника, и в результате нажил себе могущественного недоброжелателя. Сказалось это в будущем, когда Толстой стал министром просвещения.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. Это заведение представляло собой целую систему школ, от начальной, где дети учились читать и писать, до высшей, с курсом законоведения. Впервые Ушинский получил возможность организовать учебный процесс в соответствии со своими взглядами. Он пытался сделать так, чтобы время, проведенное в школе, стало для детей временем развития и подготовки к жизни, а не пустым слушанием нудных лекций. В 1859 году последовало неожиданное для Ушинского предложение – занять должность инспектора Смольного института благородных девиц. Качество образования в Смольном институте было тогда невысоким, руководство больше заботилось об обучении воспитанниц светским манерам. Ушинский действовал очень энергично. Он менял учебные планы, приглашал новых учителей. Для воспитанниц было неожиданностью, что новые учителя хотели, чтобы им задавали вопросы, раньше вопросы от учениц на уроках не поощрялись. Наконец ученицы увидели в учителях людей, с которыми можно было разговаривать, не обмирая ни от страха, ни от «обожания».

В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию. Скоро «Детский мир» был почти в каждой образованной российской семье. Также Ушинский редактировал в «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратив официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. Но недоброжелатели Ушинского стали действовать все активнее. Один за другим в министерство поступали доносы, в которых Ушинский обвинялся в свободомыслии, в преподавании безбожия. Проверки не давали подтверждения, но отбирали у Ушинского немало сил. Однажды написание объяснения по поводу очередного доноса заняло несколько суток. Нервы Ушинского были напряжены, но сдаваться он не собирался. Однако от него все-таки сумели избавиться. Уволить известного на всю страну учителя не решились, поэтому он был убран из Смольного под предлогом длительной командировки за границу для изучения опыта женского образования. Фактически это была пусть почетная, но ссылка.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Он изучил состояние женского образования, постановку начального обучения в Швейцарии и Германии, составил книгу для чтения – «Родное слово» (1864-1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)». Пока Ушинский находился за рубежом, в России его популярность не падала благодаря его книгам «Детский мир» и «Родное слово», которые пользовались огромной популярностью. Когда Ушинский в 1867 году вернулся в Россию, он не смог стать преподавателем в каком-нибудь учебном заведении, но зато стал вести активную общественную деятельность. Он публиковал статьи, участвовал в собраниях Петербургского педагогического общества. Литератор А. Фролков рассказывал об этом периоде: «Не занимая никакого официального поста, он был видим и слышим на всю Россию – для всех лиц, сколько-нибудь интересующихся педагогическими вопросами. Материальное положение его было в цветущем состоянии благодаря необычайному спросу на все его печатные труды. Ни от кого не зависимый, совершенно самостоятельный в выборе занятий и в распоряжении своим временем, он мог бы назвать себя даже счастливым; но, к сожалению, для этого ему недоставало самого главного – здоровья».

Дело в том, что еще во время службы в Смольном институте у Ушинского началась чахотка. Развитие болезни затормозилось за границей, но после трех лет жизни в Петебурге она возобновилась с новой силой. Весною 1870 года он чувствовал себя так плохо, что вынужден был отправиться в Италию. Но в Вене он заболел настолько, что пролежал около двух недель. Врачи посоветовали ему возвратиться в Россию, ехать прямо в Крым и лечиться кумысом. Ушинский вернулся, и в Крыму его состояние улучшилось.

Константин Дмитриевич решил приехать в новгород-северское имение, чтобы там закончить третью часть «Родного слова» и очередной том «Очерка педагогической антропологии». Но его ждал тяжелый удар – в результате трагического случая погиб его старший сын. От этого Константин Дмитриевич уже не смог оправиться. Возвращаясь в Крым, он простудился и в Одессе слег с воспалением легких. 21 декабря 1870 года (3 января 1871) Константин Дмитриевич Ушинский умер в возрасте сорока семи лет.

Чем знаменит

Следует помнить, что в середине XIX века русские учителя не получали специальной педагогической подготовки. Считалось, что для того, чтобы стать учителем, достаточно знания предмета. Статьи и книги Ушинского сыграли огромную роль в развитии отечественной педагогики. Главной целью педагогики Ушинский считал реализацию потенциала детей, их развитие, а условием такого воспитания – понимание ребенка, и уважение к его личности. Ушинский разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности при помощи воспитывающего обучения. Для правильного воспитания, согласно Ушинскому, необходимо глубокое познание человека в как физическом, так и в психологическом плане: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Многие идеи Ушинского сейчас воспринимаются как очевидные, например, о значении изучения естественных наук для развития наблюдательности, логичности и критичности мышления, но в XIX веке они были новшеством. Новаторскими для того времени были и идеи Ушинского о демократизации образования и развитии женского образования.

О чем надо знать

Работая в Смольном институте, Ушинский сократил девятилетний срок учения был сокращен до семи лет, с годичным курсом в каждом классе. Помимо этого был введен дополнительный педагогический класс, после обучения в котором девушки могли сами преподавать. Он занимал два год: первый – теоретическая подготовка, второй – для практического преподавания, под руководством учителей. Обе половины Смольного института, «благородная» и «неблагородная» (мещанская), после реформ Ушинского стали равны по объему учебного курса и продолжительности обучения. Преподаванию был дан систематический характер. В младших классах введено наглядное обучение, причем родной язык положен в основу образования. Значительно улучшилось преподавание естествознания и географии, которым раньше уделяли мало внимания. Математика, считавшаяся скучным предметом, недоступным для женского ума, впервые была использована как важное средство развития логического мышления, при этом преподавалась так, что вызывала у учениц искренний интерес. Риторика и пиитика были заменены разборами в классе самих художественных произведений, как русских, так и иностранных, и уже на основании таких разборов делались теоретические выводы. В старшем классе видная роль была отведена истории отечественной литературы «как особенно благородному предмету в деле развития вообще и облагорожения эстетического чувства в частности». 

Прямая речь

Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека. Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается. Достигать этого было бы правильнее устройством особых факультетов, конечно, не для приготовления всех учителей, в которых нуждается та или другая страна, но для развития самого искусства и приготовления тех лиц, которые или своими сочинениями, или прямым руководством могли бы распространять в массе учителей необходимые для воспитателей познания и оказывать влияние на формировку правильных педагогических убеждений как между воспитателями и наставниками, так и в обществе. Но так как педагогических факультетов мы долго не дождемся, то остается один путь для развития правильных идей воспитательного искусства - путь литературный, где каждый из области своей науки содействовал бы великому делу воспитания.

К. Д. Ушинский

После двухлетней работы под управлением Ушинского Смольный институт, нисколько не интересовавший прежде столичное общество, вызывавший только нелепейшие легенды, по причине своей замкнутости и рутины, вдруг стал предметом большого внимания со стороны всего интеллигентного Петербурга. О новой, разумной жизни этого учебного заведения, о происходящих и подготовляющихся там капитальных реформах громко говорила печать. Представители разных учреждений и ведомств, родители и родственники учениц, люди педагогической профессии массами стремились в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город. И то, что они видели там, приводило их в изумление и восторг. Ученицы обоих отделений Смольного института и всех классов, от старшего до самого младшего, не только не тяготились учением, не называли его "противным", как это было прежде, а, напротив, с уважением относились к нему, были явно увлечены занятиями, обнаруживая большую любовь к труду. Между ученицами и наставниками были хорошие, простые, естественные отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и доброжелательстве. Авторитет преподавателей, особенно же Ушинского, был очень велик в глазах учащихся. Родители и родственники, в глаза и за глаза, на словах и в письмах, иногда даже печатно, выражали Ушинскому горячую признательность, видя в ученицах не светских кукол, не кисейных барышень, а разумных, развитых девушек, со здравыми взглядами, понятиями и суждениями

А. Фролков

6 фактов о Константине Ушинском

  • В студенческие годы Ушинский выработал для себя жизненные правила: сохранять спокойствие, действовать обдуманно, не лгать, не хвастать, «не проводить времени бессознательно». Каждый случай отступления от правил Ушинский фиксировал в своем дневнике.
  • В Гатчинском институте Ушинский обнаружил прекрасную библиотеку педагогической литературы, принадлежавшую одному из его предшественников – Егору Гугелю, преподававшему там двадцать лет назад. Гугель был учеником Песталоцци и тоже пытался реформировать школьное преподавание. Благодаря его наследству Ушинский познакомился с трудами Песталоцци, Руссо, Коменского. Позднее он вспоминал, что многим обязан двух шкафам с книгами, оставшимися от Гугеля.
  • Ушинский пропагандировал звуковой метод обучения грамоте вместо чтения «по складам», когда дети сначала должны были произносить названия двух букв, составляющих слог, а затем прочитывать его. Новый метод значительно облегчил обучение детей чтению и письму.
  • Хрестоматия Ушинского «Родное слово» за первые двадцать пять лет выдержала 99 изданий, а за полвека была издана общим тиражом более десяти миллионов экземпляров. «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей» до 1917 года выдержало 146 изданий.
  • В Бахчисарае Ушинский посетил татарскую школу (медресе), где познакомился с работой нового отделения, в котором татары изучали русский язык. Ученики рассказали Ушинскому, что русское чтение и письмо дается им несравненно легче татарского, поскольку у каждого из них есть «Родное слово».
  • В 1859 году Ушинский по просьбе императрицы Марии Федоровны написал «Письма о воспитании наследника русского престола».

Материалы о Константине Ушинском

Статья о Константине Ушинском в русской Википедии

Константин Ушинский в библиотеке Мошкова

К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах

Биографический очерк