75% наемных работников в России оказались у черты бедности

По данным НИИ Росстата, 75% наемных работников предприятий и организаций России находятся у черты бедности, сообщают «Ведомости».

Основной критерий для определения бедности – прожиточный минимум трудоспособного населения: стоимость набора продуктов и услуг, минимально необходимых для выживания. В 2016 году она составляла 10 722 рублей в месяц.

Заработок на уровне прожиточного минимума – грань между бедностью и нищетой. Зарабатывающий 1–2 минимума – бедняк, способный прокормить лишь себя и (при двух минимумах) члена семьи. Зарабатывающий меньше прожиточного минимума переходит в категорию нищих, поскольку заработок не обеспечивает простого воспроизводства его рабочей силы.

Исходя из этого критерия, Росстат подсчитал, что 10,7% работников в стране – нищие, еще 27,5% – бедные, у 37% заработок выше черты бедности и лишь у 12,7% он обеспечивает стандарт потребления среднего класса. В 2013 году к среднему классу относилось 15,5%.

«Принято считать, что в развитом рыночном обществе именно средний класс играет главную роль в формировании уровня потребления нации и росте на этой основе уровня производства», - отмечает завсектором статистики труда, занятости и рынка рабочей силы НИИ статистики Росстата Любовь Уманец. По ее мнению, в стране за минувшие четверть века так и не было создано развитое потребительское общество, в котором ведущую роль играют представители среднего класса.

В абсолютном значении к нищим можно отнести 3,02 млн работающих, к бедным – 7,8 млн, к стандарту потребления чуть выше бедности – еще 10,51 млн человек. Заработок, обеспечивающий стандарт потребления среднего класса, имеют 3,6 млн работников, и еще у 3,42 млн он выше этого стандарта.

Больше всего работников с заработком ниже, на уровне или чуть выше черты бедности – в сельском хозяйстве (93%), легкой промышленности (93%), образовании (87%), здравоохранении (85%), предоставлении коммунальных, социальных и прочих услуг, включая культуру и спорт (83%).  В абсолютном значении заработок на уровне нищеты получают 1 млн работников образования (каждый пятый) и полмиллиона (каждый седьмой) - в здравоохранении.