18 октября 2019, пятница, 23:56

31 июля 2017, 10:35

Астрономы заметили спутник у экзопланеты

Вид на экзопланету с поверхности ее спутника

Группа астрономов рассказала об обнаружении возможного спутника у планеты, находящейся за пределами Солнечной системы. В последние годы подозрения о существовании таких спутников высказывались по поводу нескольких экзопланет, но пока ни в одном из случаев их наличие не было доказано окончательно. Возможно, нынешний спутник станет первым, существование которого удастся подтвердить.

Спутник-кандидат получил пока условное обозначение Kepler-1625b I. Он был обнаружен при анализе данных, собранных космическим телескопом «Кеплер». Звезда, к системе которой он принадлежит, Kepler-1625, находится в созвездии Лебедя на расстоянии 4000 световых лет от Солнца. Вокруг этой звезды вращается планета – газовый гигант размером примерно с Юпитер, но в десять раз больше по массе. Спутник, который обнаружили ученые, по своим размерам сопоставим с Нептуном.

Научный коллектив, заметивший влияние спутника на изменения блеска звезды, возглавляет Дэвид Киппинг (David Kipping) из Колумбийского университета. По его словам, на поиски экзоспутников он «потратил большую часть своей взрослой жизни». Найти спутник, наблюдая за яркостью звезды, значительно сложнее, чем обнаружить таким способом экзопланету. Ученым нужно отслеживать небольшие кратковременные падения яркости, происходящие до или после того, как планета пройдет на фоне своей звезды. В случае со звездой Kepler-1625 подобное явление удалось зафиксировать во время трех транзитов. Чтобы собрать больше информации и попытаться подтвердить открытия экзоспутника Киппинг и его коллеги в октябре этого года будут следить за звездой Kepler-1625 при помощи космического телескопа Хаббла.

По имеющимся сейчас данным, статистический уровень значимости гипотезы Киппинга и его коллег сравнительно велик (σ = 4), то есть вероятность, что полученные ими характеристики случайны, низка. Если иллюстрировать ее бросанием монеты, то вероятность случайного результата в этом случае такая же, как вероятность выпадения орла 15 раз подряд. Однако Дэвид Киппинг говорит, что до наблюдений Хаббла, он не будет полностью уверен в существовании экзоспутника.

Работа ученых опубликована на сайте препринтов arXiv.org