23 мая 2019, четверг, 19:01

Вирус Зика оказался пригоден для борьбы с опухолью мозга

Вирус Зика в разрезе
David Goodsell

Согласно новому исследованию, вирус лихорадки Зика можно использовать для уничтожения стволовых клеток глиобластомы – наиболее частой и агрессивной разновидности мозговых опухолей.

Только в США ежегодно отмечается около 12 000 случаев заболевания глиобластомой. Рост опухоли, как и у здоровой ткани, обусловлен стволовыми клетками, которые размножаются и образуют клетки других типов, в случае глиобластомы – опухолевые клетки. При этом стволовые клетки глиобластомы устойчивы к химиотерапии и радиации, поэтому после удаления хирургами первоначальной опухоли велик риск рецидивов.

Профессор Майкл Даймонд (Michael S. Diamond) из Школы медицины Вашингтонского университета и его коллеги отметили, что способность стволовых клеток опухоли безгранично порождать новые клетки напоминает качества нейропрогениторых клеток, которые порождают клетки для растущего мозга. Вирус Зика, как выяснилось недавно, способен избирательно поражать именно нейропрогениторные клетки, поэтому ученые решили проверить, не будет ли он убивать и стволовые клетки глиобластомы.

Они инфицировали опухоли двумя штаммами вируса Зика. Оба штамма показали свою способность распространяться по опухоли, уничтожая именно ее стволовые клетки. Исследователи считают, что модифицированный вирус можно будет применять для комплексного лечения вместе с химиотерапией. Вирус будет уничтожать стволовые клетки опухоли, а лекарственный препарат – зрелые опухолевые клетки. Эффективность использования вируса против глиобластомы была подтверждена в эксперименте на лабораторных мышах.

«Мы показали, что вирус Зика может убить клетки глиобластомы, которые, как правило, устойчивы к текущим методам лечения и приводят к смерти», – сказал Майкл Даймонд. Ученые планируют, что при лечении людей вирус Зика можно будет вводить в мозг во время хирургической операции по удалению первичной опухоли. Если вводить его в другую часть тела, иммунная система пациента, скорее всего, уничтожит вирус раньше, чем тот доберется до мозга.

Идея инъекции вируса, ответственного за случаи тяжелой патологии мозга у новорожденных может показаться слишком смелой. Но, как считают исследователи, для взрослых он неопасен, так как в их мозге очень мало нейропрогениторых клеток, которые атакует вирус. Ученые провели дополнительные исследования и показали, что вирус не повреждает нестволовые клетки мозга. Также они обнаружили две мутации, которые ослабляют способность вируса Зика противостоять иммунной системе организма.

Статью с результатами исследования опубликовал Journal of Experimental Medicine.