3 декабря 2020, четверг, 01:39
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

22 декабря 2017, 16:46

Звезда в созвездии Рыб разрушила свои планеты

Телескоп XMM-Newton на орбите
Илл.: ESA

Американские астрономы во главе с Кристиной Пунзи (Kristina Punzi) полагают, что непредсказуемые изменения блеска звезды RZ Рыб могут быть вызваны огромными орбитальными облаками пыли и газа, возникшими после разрушения одной или нескольких планет.

Звезда RZ в созвездии Рыб (RZ Psc) расположена на расстоянии 550 световых лет от Солнечной системы. Кристина Пунзи и ее коллеги открыли нерегулярные периоды затемнения этой звезды, которые могут длиться до двух дней. В это время звезда становится примерно в десять раз слабее. Примечательно, что RZ Psc производит значительно больше излучения в инфракрасном диапазоне, чем большинство других звезд. На эту часть спектра приходится примерно 8 % ее полной светимости – такой показатель встречался лишь у нескольких тысяч звезд среди изученных за последние сорок лет. Данный признак указывает, что звезда окружена мощным пылевым диском.

Эти и другие наблюдения заставили астрономов подозревать, что RZ Psc – молодая солнцеподобная звезда, окруженная плотным поясом астероидов, в котором частые столкновения каменных обломков приводят к распространению пыли. Но было и другое объяснение, согласно которому, эта звезда значительно старше Солнца и она уже готовится к превращению в красный гигант. Пылевой диск молодой звезды должен был рассеяться за время ее жизни, поэтому для объяснения сильного инфракрасного излучения нужно было понять, какой еще источник пыли возможен. Например, расширяющаяся старая звезда может разрушать ближайшие к себе планеты.

Чтобы разобраться в этом вопросе, авторы работы исследовали звезду при помощи космического рентгеновского телескопа XMM-Newton, трехметрового телескопа Ликской обсерватории в Калифорнии и десятиметрового телескопа Обсерватории имени Уильяма Кека на Гавайях. Они выяснили, что в рентгеновском диапазоне звезда RZ Psc излучает в тысячу раз сильнее, чем Солнце, а это указывает на ее очень молодой возраст. Ученые установили, что температура поверхности звезды составляет 5330° C, чем немного холоднее Солнца.

Также они измерили содержание лития у RZ Psc. «Количество лития на поверхности звезды уменьшается с возрастом, поэтому оно служит часами, которые позволяют нам оценить время, прошедшее с момент рождения звезды, – объясняет один  авторов работы астрофизик Джоэл Кастнер (Joel Kastner). – Измеренная нами концентрация лития у RZ Psc характерна для звезд с такой температурой поверхности при возрасте от 30 до 50 миллионов лет». Таким образом, звезда оказалась молодой, но не настолько, чтобы быть окруженной протопланетным диском. Обычно такие диски утрачиваются в течение нескольких миллионов лет после образования звезды. «Тот факт, что RZ Psc окружена таким количеством газа и пыли после десятков миллионов лет существования, означает, что она, вероятно, разрушает, а не строит свои планеты», – говорит еще один член команды исследователей Бен Цукерман (Ben Zuckerman), профессор астрономии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Исходя из температуры пыли, около 230° C, исследователи считают, что большая часть обломков находится на расстоянии примерно 50 миллионов километров от звезды, то есть в три раза меньше расстояния от Земли до Солнца. Она возникла из одной или нескольких планет, разрушенных силой тяготения RZ Psc.

Итоги исследования опубликовал The Astronomical Journal.