НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 декабря 2017, 00:00

Мемория. Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе

31 декабря 1973 года родился Николай Цискаридзе, артист балета, ректор Вагановской академии.

 

Личное дело

Николай Максимович Цискаридзе (44 года) родился в Тбилиси в семье скрипача и учительницы математики.

«С семьей отца я не общался, родители разошлись до моего появления, — рассказывал Цискаридзе. — У меня был отчим, замечательный человек, у нас была интернациональная семья: отчим был армянин, мама и я — грузины… моя няня была украинка. …Первый язык, на котором я заговорил, это был украинский».

По словам артиста, Тбилиси в то время был «фантастически театральным городом», также у семьи «было очень много кинематографических знакомых, и любой закрытый показ — Висконти, Феллини, Бертолуччи, Бергман — меня мама на все водила, она считала, что я должен все знать».

В 10 лет Николай увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище. Втайне от родителей принял участие в конкурсе, и лишь после поступления сообщил им об этом. Проучившись три года, перевелся в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1992 году (класс Петра Пестова). По личному указанию председателя экзаменационной комиссии Юрия Григоровича был принят в штат Большого театра.

Вспоминал: «В официальной заявке на десятерых выпускников училища моя фамилия отсутствовала. Нонсенс! Потрясение! Я же лучший ученик, мечтал о Большом. И свершилось чудо. Григорович председательствовал в комиссии на госэкзамене. По завершении он произнес историческую фразу, кстати, зафиксированную в протоколе: "Грузину — пять, и взять в театр!" Прослушав объяснения про исчерпанный лимит мест, сказал: "Значит, добавим штатную единицу". И лично вписал меня в список под номером один».

Вначале танцевал в кордебалете, вскоре начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича. Взлет карьеры танцовщика начался в 1995 году, когда он исполнил главные партии в «Щелкунчике» Григоровича, «Чиполлино» Генриха Майорова, «Шопениане» Михаила Фокина, «Сильфиде» Августа Бурнонвиля.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В 2001 году стал первым исполнителем Злого Гения в «Лебедином озере» Чайковского (постановка Юрия Григоровича) и Германна в «Пиковой даме» Ролана Пети. В том же году ему было присвоено звание Народного артиста России.

В 2004 году начал преподавать в Московской академии хореографии, также стал вести балетный класс в Большом театре.

Осенью 2011 года разразился скандал с участием Цискаридзе и руководства театра. Премьер резко раскритиковал реконструкцию ГАБТа, где, по его словам, старинная лепнина была заменена на «пластмассу или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской».

В декабре 2011 года артист выступил с критикой уже репертуара театра и политики гендиректора Анатолия Иксанова. Вскоре после этого руководство Большого решило сократить половину преподавательской ставки Цискаризде и еще одного педагога-совместителя, солиста Большого Яна Годовского. В отличие от Годовского Цискаридзе отказался уходить и пригрозил театру судом. Руководство пошло на попятную.

В 2012 году премьер поступил в магистратуру Московского государственного юридического университета, спустя два года окончил его с красным дипломом.

В январе 2013 года на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина напали — плеснули в лицо кислотой. Филин долгое время лечился, перенес множество операций. Цискаридзе из-за существовавшего конфликта с Филиным был одним из подозреваемых в причастности к атаке. Эти подозрения не подтвердились.

Летом 2013 года Большой театр отказался продлевать трудовой договор с Цискаридзе. Вскоре после премьера из театра ушел и его директор Анатолий Иксанов.

В октябре 2013 года Цискаридзе был назначен и. о. ректора петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Назначение проходило со скандалом: своих должностей лишились предыдущий ректор и худрук. Спустя год Цискаридзе стал ректором уже без приставки «и. о.» — его избрал коллектив академии.

 

Чем знаменит

 
Николай Цискаридзе

Один из самых известных российских артистов балета, премьер Большого театра на протяжении 20 лет (вплоть до 2013 года). Исполнял главные партии в балетах «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Собор Парижской Богоматери» и других. Цискаридзе много гастролировал с труппой Большого, выступал на сценах ведущих театров мира, таких как «Ла Скала» в Милане, Новый национальный театр в Токио, Театр Елисейских полей в Париже.

После ухода из ГАБТа — ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Артист регулярно появляется на телевидении, участвует в проектах телеканала «Культура» («Шедевры мирового музыкального театра» и другие программы). Член жюри телепроектов «Танцы со звездами», «Танцы на льду» и «Синяя птица».

 

О чем надо знать

Мать танцовщика Ламара Цискаридзе посвятила свою жизнь его обучению и карьере. Она умерла рано, в 1994 году. Артист рассказывал: «Ради моей учебы в Московском хореографическом училище мама оставила дом, рассталась с отчимом, который не захотел уезжать из Тбилиси (его тоже уже нет в живых), и вообще бросила свою привычную благополучную тбилисскую жизнь. …Сначала мы жили у маминой сестры, потом на съемных квартирах. Работы у мамы не было. Жили на пенсию и деньги от тбилисской квартиры, которую мама сдавала. Очень трудно стало после дефолта. Спасибо, мне платили стипендию — она выручала.

...Мне кажется, она стольким пожертвовала в своей жизни ради меня, в первую очередь потому, что надеялась обеспечить мне благополучную жизнь, ведь в те годы профессия артиста балета считалась очень престижной. Маме хотелось, чтобы я получил возможности, которых сама она была лишена. Например, ее мечта о поездках за рубеж, чтобы своими глазами посмотреть мир, так и не осуществилась. И когда я с Московским хореографическим училищем стал выезжать за границу, мама каждый раз говорила: "Посмотри там за меня одним глазком"».

 

Прямая речь

О женщинах в Тбилиси своего детства: «Я никогда не видел маму в халате, я никогда не видел, как она красится — когда я просыпался, мама уже была одета и накрашена, когда я засыпал, мама еще была одета и накрашена. Даже не то, что накрашена, а прибрана. Это были женщины, которые три раза в неделю посещали парикмахерскую, причесывались, делали маникюр, педикюр, и так далее. Это был стиль их жизни, они по-другому не знали, как жить. И я помню очень хорошо, когда мы ходили в театр с мамиными тетями или знакомыми, это всегда были дамы с вуалетками, которые ходили весной и летом под зонтиками, у всех были перчатки и лайковые, и кружевные».

О корнях: «Честно сказать, я не большой знаток грузинского языка. В детстве понимал, но не говорил по-грузински. И если взрослые хотели что-то скрыть, они переходили с русского на грузинский. Я хитрил и притворялся, что язык не знаю, но понимал все. Тогда мама решила: грузин обязательно должен знать родной язык. Она отвезла меня в деревню на две недели. "Будет умирать есть просить, не давайте, пока по-грузински не скажет", — велела она родне. Через две недели я прекрасно болтал.

Когда мы с мамой жили в Москве, она старалась хотя бы изредка говорить со мной по-грузински. И когда мамы не стало, я купил кассеты с грузинскими фильмами. Фильмы понимаю, а вот новости по грузинскому каналу понимаю с трудом, особенно, когда говорят о политике — так быстро и такие слова дикторы употребляют, которых я не знаю».

О демократии в балете: «Это армия. Даже хлеще, чем армия. Но дисциплина работает на результат. Чем строже педагог, тем большего в будущем добьются его ученики.

Демократии никогда не было в нашем искусстве. Демократии в искусстве быть не может вообще — в нем может быть только абсолютистская монархия. Повезло вам с "императором-батюшкой" — значит, все у вас будет хорошо. Во главе дурак? Будет так, как сейчас обстоит дело во многих знаменитых театрах».

О жизни после балета: «…Когда мне было лет 15, я жалел [что пошел в балет]. Но у меня был с мамой немножко спор, он говорила: ''Я же говорила, что ничего не выйдет''. Я сказал: ''У меня не выйдет? У меня выйдет!''. В принципе, не могу сказать, что я сейчас жалею, но — когда я вижу свои фотографии балетные, я не воспринимаю себя на них как себя. …Все говорят: ''Ты никогда не сможешь без этого''. А у меня нет этого сумасшествия. Другое дело, что я могу приносить пользу в этом деле очень большую. Но если жизнь скажет, что надо выучиться чему-то другому, ты не представляешь, как быстро и с какой легкостью я это сделаю. Пойду вышивать. Я так это делаю, что могу зарабатывать хорошие деньги, haute couture очень дорого стоит».

О работе ректором: «Моя жизнь — она очень поменялась. По сути, я поменял профессию. Сейчас выходить на сцену — мое хобби. Любая серьезная театральная профессия должна быть хобби, которое становится призванием и смыслом жизни. А сегодня я выхожу на сцену, чтобы получить удовольствие. …Конечно, сейчас моя жизнь резко поменялась: из человека, который постоянно сдавал экзамены, ведь любой спектакль — это очень крупный экзамен, я превратился в человека, который экзамены принимает».

 

6 фактов о Николае Цискаридзе

  • Фамилия Цискаридзе происходит от грузинского слова «цискари» — в переводе на русский это либо «небесные врата», либо «первая звезда на небе».
  • Благодаря няне-украинке вырос в украинских традициях. «Весь наш жизненный уклад, кухня, быт были украинскими. Вообще семья у нас получилась интернациональная: я с детства говорил на русском, украинском, грузинском и армянском языках», — рассказывал танцовщик.
  • В школе хорошо учился, «очень быстро все воспринимал, поэтому все думали, что я буду учиться в МГУ. А я всех обманул и ушел в балет».
  • Никогда не пытался разыскать родного отца: «А вот с его родственниками недавно довелось пообщаться. Узнал от них, что этот человек давно скончался. Рад, что у них все хорошо».
  • Цискаридзе близорук — «зрение упало на втором курсе, но линзы специально не стал носить, чтобы не видеть никого в кулисе. Мне было все равно, что бы там ни происходило, — я всегда жил в своем иллюзорном мире».
  • В ноябре 2012 года ряд деятелей культуры направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой назначить Цискаридзе директором ГАБТа вместо Анатолия Иксанова. Через год Большой театр покинули и Цискаридзе, и Иксанов.

 

Материалы о Николае Цискаридзе:

Биография в Википедии

Статья на сайте 24СМИ

Справка РИА Новости

Интервью Цискаридзе «Радио Свобода»

Интервью журналу «Теленеделя»

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.