20 октября 2019, воскресенье, 20:31

Найденный в Китае динозавр был покрыт радужным оперением

Реконструкция Caihong juji
Zhao Chuang

Оперение жившего 161 миллион лет назад на территории современного Китая динозавра переливалось всеми цветами радуги. Исследователи смогли установить это по останкам динозавра, изучив структуру и расположение меланосом – клеточных органов, в которых содержится пигмент.

Окаменевшие останки были найдены крестьянином в провинции Хэбэй на северо-востоке Китая и приобретены музеем провинции Ляонин в 2014 году. «Сохранность этого экземпляра невероятна. Мы были очень взволнованы, когда поняли, какой уровень детализации смогли увидеть на перьях», – сказал один из авторов исследования Чад Элиасон, научный сотрудник Музея естественной истории имени Стенли Филда в Чикаго.

Открытый динозавр был сравнительно небольшой величины, примерно с утку. Костяной гребень на его черепе делает его несколько похожим на велоцираптора. Он принадлежит к семейству Anchiornithidae, куда относится целый ряд открытых ранее оперенных динозавров, в том числе известные анхиорнис (Anchiornis huxleyi) и эосиноптерикс (Eosinopteryx brevipenna). Расположение меланосом в его перьях удалось изучить при помощи растрового электронного микроскопа.

«Перья колибри ярко переливаются, но если вы возьмете перо колибри и разделите его на мелкие кусочки, вы увидите только черную пыль, – объясняет Элиасон. – Пигмент в перьях черный, но форма меланосом, которые производят этот пигмент, определянт цвета оперенья колибри, каким мы его видим». Структура меланосом в перьях найденного динозавра аналогична меланосомам колибри. Ученые полагают, что перья его головы, шеи, крыльев и хвоста переливались разными цветами радуги. В результате новый вид динозванов получил название Caihong juji, что в переводе с китайского означает «радуга с большим гребнем».

Также Caihong juji оказался самым древним пернатым животным с ассиметричными перьями. Асимметричная форма перьев, позволяет современным птицам получить необходимую для управляемого полета форму крыльев. Маховые перья на крыльях имеют узкое опахало с наружной стороны, и широкое – с внутренней. В результате на развернутом крыле наружное опахало одного пера прикрывает сверху лишь край внутреннего опахала соседнего. Благодаря такому расположению и способности перьев поворачиваться вокруг своей оси, при поднимании крыла воздух свободно проходит между перьями. А при опускании крыла перья образуют сплошную поверхность, оказывающую сильное сопротивление воздуху. Поэтому время, нужное для поднятия крыла, значительно меньше времени, которое идет на его опускание (например, у голубя отношение времени поднятия и опускания крыльев равно 2 к 3).

Но в отличие от птиц у Caihong juji асимметричные перья располагались не на крыльях, а на хвосте. Как считает сотрудник Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук Син Сюй, такая особенность ранее не отмечалась ни у оперенных динозавров, ни у птиц, которые от них происходят. Возможно, считает ученый, хвостовые перья играли роль в ранних вариантах контролируемого полета.

Исследование было опубликовано журнале Nature Communications.