22 сентября 2019, воскресенье, 21:36

В Китае впервые клонировали обезьян путем переноса ядра в яйцеклетку

Чжун Чжун и Хуа Хуа
Qiang Sun, Mu-ming Poo/Chines/PA

Китайские ученые сообщили о первом в истории появлении на свет обезьян, родившихся в результате клонирования. Эмбрионы возникли из яйцеклеток, у которых удалили собственное ядро и поместили внутрь ядро соматической клетки. Чуть более двадцати лет назад таким образом появилось на свет первое клонированное млекопитающее – знаменитая овечка Долли. С тех пор таким методом клонировали и других животных: мышей, крыс, коз, свиней, коров, собак, кошек и даже верблюдов. Для приматов такой тип клонирования успешно применен впервые.

О своей работе ученые Китайской академии наук рассказали в статье, опубликованной журналом Cell. Они использовали яйцеклетки яванского макака, или макака-крабоеда (Macaca fascicularis), и переносили в них ядра из фибробластов, взятых у эмбриона этого вида. Чтобы гены из донорского ядра начали работать по программе эмбриональных клеток, они были подвергнуты эпигенетическому репрограммированию: ученые убрали метильные группы, тормозящие экспрессию генов, с ДНК и гистонов – белков, образующих “упаковку” ДНК.

Из 127 использованных в эксперименте яйцеклеток 109 дали начало эмбрионам. 79 эмбрионов были имплантированы самкам макак, но только в шести случаях пересадка эмбриона закончилась успешно, и два детеныша родились. Они оказались самками и получили имена Чжун Чжун и Хуа Хуа. Юные макаки здоровы, генетическое исследование подтвердило идентичность их геномов между собой и с геномом донора.

Китайские ученые говорят, что клонирование обезьян, в результате которого получаются генетически идентичные организмы, может быть использовано при исследовании заболеваний человека и испытании новых лекарств и методов лечения. По словам одного из авторов работы, директора Института нейробиологии Китайской академии наук Мумина Пу, ученые планируют сделать первую партию клонированных обезьян моделями нейродегенеративных заболеваний.

Ранее ученые уже получали клонированных яванских макак, но не путем переноса ядра в яйцеклетку, а другим методом – расщеплением эмбриона. На ранней стадии развития у эмбриона берутся клетки и пересаживаются суррогатной матери, давая начало новому эмбриону. Именно в результате такой процедуры, проведенной учеными под руководством Геральда Шлаттена (Gerald Schatten), в 1999 году в США родилась самка макаки-резуса по имени Тетра. Клонирование обезьян при помощи переноса ядра в яйцеклетку пытался совершить Шухрат Миталипов со своими коллегами из Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health & Science University). Им удалось провести перенос клеточных ядер, но эмбрионы не стали развиваться.