24 октября 2019, четверг, 08:24

У гигантских вирусов нашли эукариотические гены

Частицы вируса Marseilleviridae. Гистоны отмечены стрелками
Okamoto et al, doi: 10.1101/139097

Альберт Эрайвес (Albert Erives) из Университета Айовы опубликовал статью, где сообщил об обнаружении у гигантских вирусов из семейства Marseilleviridae ряда генов, которые ранее были известны только у эукариотических организмов. Это гены так называемых «коровых гистонов» (core histones) – белков, образующих каркас, вокруг которого закручивается молекула ДНК.

Данное семейство вирусов было выделено в 2012 году. По сравнению с другими гигантскими вирусами, представители этого семейства сравнительно невелики, их размер достигает всего 250 нанометров. Скромнее выглядит и их геном, в котором насчитывает около 372 тысяч пар нуклеотидных оснований. Среди гигантских вирусов есть и покрупнее, и с более обширным геномом (о них можно прочитать в особом очерке). Но именно у вирусов семейства Marseilleviridae Альберт Эрайвес обнаружил гены гистонов H2B, H2A, H3, H4. Все эти четыре белка образуют в клетках эукариот (животных, растений, грибов и одноклеточных организмов) нуклеосому – сложную структуру, вокруг которой накручивается нить ДНК. Белки-гистоны имеются также у некоторых архей, а вот у бактерий и, тем более, у вирусов они не встречаются. У вируса гистоны формируют не структуры, подобные нуклеосомам, а более примитивные димерные белки.

По словам Альберта Эрайвеса, вирусный геном Marseilleviridae содержит очень ранние версии этих генов, поэтому они могли быть заимствованы вирусом не от эукариот, а от их предка, которому еще только предстояло дать начало всем эукариотическим организмам. Не исключено, что вирусы могли сыграть роль и в распространении этих генов.

Исследование Альберта Эрайвеса опубликовано в журнале Epigenetics & Chromatin.