18 октября 2019, пятница, 00:33
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 марта 2018, 00:00

Мемория. Федор Пироцкий

Федор Аполлонович Пироцкий
Федор Аполлонович Пироцкий

1 марта 1845 года родился Федор Пироцкий, изобретатель трамвая.

 

Личное дело

Федор Аполлонович Пироцкий (1845-1898) родился в Лохвицком уезде Полтавской губернии в семье штабс-лекаря.  Его семья происходила из городовых или поместных казаков, поселявшихся при пограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой службы на украинных территориях. Вырос и учился в Санкт-Петербурге, где окончил сперва Константиновский кадетский корпус, а затем Михайловское артиллерийское училище.

В 1866 году Пироцкий был «выпущен подпоручиком с назначением в Киевскую крепостную артиллерию».

Служить был направлен в артиллерийские войска в Киев. Там он подружился с подпоручиком саперного батальона, а в будущем знаменитым электротехником Павлом Яблочковым, который приехал в Киев также из Петербурга после окончания Николаевского инженерного училища.  Это знакомство дало новый толчок уже появившемуся до того у Пироцкого интереса к электричеству и электротехнике.

В 1869 году Пироцкого приняли на строевой факультет в Михайловское артиллерийское училище (академию) — одно из старейших военно-учебных заведений России.

В 1871 году после окончания двухгодичного курса Пироцкого назначили ревизором в Артиллерийское управление. Ознакомившись с состоянием производства пушек, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей с тройными стенками, благодаря чему значительно уменьшался расход топлива при плавке металла . Одновременно им была предложена и новая система комнатных печей.

Изучая отчеты артиллерийских полигонов, он обнаружил на плане Белкового поля в Петербурге башню для прожектора, а на расстоянии 83 сажен — простейший генератор тока. Электроэнергия от него передавалась по двум проводам. Однако провода оказались слишком тонкими, а источник - слабосильным. Идея же Пироцкого состояла в передаче «силы падающей воды», вращающей колеса, подобные мельничным и соединенные с генератором. Мощный генератор системы Якоби изобретатель усовершенствовал и начал эксперименты по передаче энергии по достаточно толстому проводу, подвешенному на изоляторах на столбах.

Пироцкий пытался  усовершенствовать систему получения, передачи и превращения электричества в механическую работу.

В 1874-1876 годах он проводит ряд опытов по передаче тока по рельсам. Для этой цели использует заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги длиной 3,5 версты. В его конструкции рельсы, изолированные от земли,  были подключены к генератору Грамма. Один из рельсов в экспериментах был прямым проводником, а другой - обратным. Опыты закончились успешно — в 1876 летом на части железной дороги, ведущей к пристани от станции Сестрорецк, Пироцкий смог заставить работать двигатель, находившийся более чем в километре от источника электропитания. Его предположение о возможности использовать рельс железных дорог «для передачи работы на всякое расстояние» подтвердилось.

Пироцкий подал заявку «на привилегию» и изложил свои выводы в статье «О передаче работы воды, как двигателя, на всякое расстояние посредством гальванического тока», опубликованной в «Инженерном журнале» № 4 за 1877 год. Изобретатель пришел к выводу, что электроэнергия, передаваемая на расстояние, может заставить вращаться колеса устройства, движущегося по рельсам, например, конки – экипажа на конной тяге.

Дальнейшие исследования Пироцкий продолжил вместе с физиком Владимиром Чиколевым. 12 апреля 1880 года на первой в мире специальной электротехнической выставке в Петербурге он продемонстрировал свои проекты и сделал публичный доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод)», в том числе и для движения поездов. Расчеты выполнил известный в то время физик профессор Дмитрий Лачинов.

Летом 1880 года Пироцкий переделал один из вагонов городского двухэтажного трамвая на конной тяге, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция. 22 августа впервые в мире в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка «был двинут» (как писали в газетах) электричеством двухъярусный вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок. Вагон первого в мире электрического трамвая перевозил 40 пассажиров со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось при напряжении постоянного тока 100В через рельсовые пути, которые были предварительно специально приспособлены для передачи электрической энергии путем изоляции костылей от шпал специальным составом и подкладки под рельсы изолирующих брезентовых прокладок.

На опытном вагоне трамвая был установлен тяговый двигатель мощностью 4 л. с. шунтового возбуждения с 600 об/мин. Токосъем производился через бандажи колес, поэтому последние изолировались от вагонных осей. В трамвае впервые была применена зубчатая передача от тягового двигателя к осям вагона по кинематической схеме Пироцкого, в дальнейшем получившая незаслуженно наименование передачи Спрега.

Результаты этих экспериментов были опубликованы в «Российском инженерном журнале», журнале «Электричество», «Журнале Русского физико-химического общества».

Эксперименты Пироцкого продолжались до конца сентября 1880 года – пока у него не закончились средства для их продолжения.

Сильно поиздержавшись, Пироцкий вернулся на службу артиллерийским офицером. В 1881 году он проложил первый в Санкт-Петербурге подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул городские власти к строительству центральной электростанции.

Он также был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей.

В 1888 году вышел в отставку в звании полковника с пенсией в половинном размере от оклада. Последние годы жил в бедности.

В 1898 году Пироцкий умер в военном пансионате города Алешки.

 

 
Трамвай на электротяге конструкции Пироцкого

Чем знаменит

Русский изобретатель в области электротехники, создатель первого в мире трамвая на электрической тяге. Однако изобретение Федора Пироцкого так и не было реализовано в России - из-за отсталости экономики и низкого социально-культурного уровня общества.

Владельцы общества конно-железных дорог не поддержали новшество, так как затратив большие капиталы на приобретение вагонов, сооружение рельсовых путей, не были готовы вложить еще и немалые средства в переоборудование всего хозяйства на электрическую тягу. Дополнительных же выгод для себя они не видели.

Хозяева конки нашли сторонников среди петербургских извозопромышленников, которые утверждали, что «вагон без упряжки будет пугать лошадей, они понесутся по городу, калеча и убивая людей».

В итоге горожане встревожились, «антиэлектрические настроения» проникли в печать. Возможно, не без влияния хозяев конки в газетах «Голос», «Берег», «Новости» и некоторых других появилось невежественное сообщение, искажающее характер работ Пироцкого и результаты его опытов. И хотя изобретатель публично ответил газетам, его изобретение упрятали под сукно.

В итоге первый электрический трамвай был пущен в России лишь спустя 12 лет после блестящих опытов Пироцкого – в 1892 году,

    

 О чем надо знать

В 1876 году Пироцкий опубликовал результаты своих опытов в «Инженерном журнале» и разослал его многим физикам и электротехникам. Его наблюдения и идеи подтолкнули коллег к работам в этом направлении, и не только в России. Представитель немецкой электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», вкладывавшей капиталы и в российскую промышленность, немедленно отправил статью своему руководству в Германию. Фирма «Сименс и Гальске», использовала идею Пироцкого о передаче электроэнергии на расстояние и  в 1879 году на Берлинской промышленной выставке пустила по ее территории три маленьких открытых вагончика на электрической тяге, в которых могли ехать восемнадцать пассажиров. Электроэнергия для питания двигателя подводилась по специальному среднему рельсу.

Карл Сименс тщательно изучил экспонаты Пироцкого с первой электротехнической выставки в Петербурге, перечертил схемы и задал изобретателю множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.

В 1882 году на электрической выставке в Вене была также построена трамвайная железная дорога, О ней писали в русских газетах: «На Венской электрической выставке электрическая дорога была устроена совершенно так же, как устраивало ее два года тому назад у нас в Петербурге Второе общество городских железных дорог по предложению Пироцкого».

 

Прямая речь

О будущем транспорта: «Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге.

Должна быть карета с электрическим мотором того же Якоби, а еще лучше вагон на рельсах, как поезд. Электричество дадут генераторы, что будут вращаться от мельниц водяных, а от них — по проводам к рельсам, а там уже и до мотора близко. Вот фонарь, откуда там газ? По трубе со станции, что где-то вдалеке или рядом. А силу воды тоже можно передать по проводам».

Яков Годес о первом испытании трамвая на электрической тяге: «С самого раннего утра у Рождественского коночного парка стояли, переминаясь с ноги на ногу, люди, смотрели по сторонам, ждали. Взоры их были обращены на обычный темно синий вагон конки с империалом — вагон № 114. Ему было суждено стать первым электрическим трамваем.- Внешне ничто не отличало его от других, но снизу, под кузовом, был подвешен электродвигатель, смонтирована зубчатая передача, которая приводила вагон в движение. Контроллерное управление позволяло регулировать скорость, ехать то вперед, то назад. Энергия в двигатель поступала по рельсам от специально установленного в парке небольшого генератора.

В начале изобретатель несколько раз проехал туда и обратно в пустом вагоне. Толпа с удивлением смотрела, как вагон конки двигался и без лошади, и без паровоза. Он шел с разной скоростью, останавливался и тут же возобновлял свое движение. Не разворачиваясь, он мог пойти в обратную сторону.

Потом Пироцкий пригласил в вагон сорок человек. Первые пассажиры первого трамвая с некоторой опаской и недоверием разместились в вагоне и на империале. Пироцкий включил двигатель, и чудо повторилось. Вагон легко двинулся вперед, набрал скорость, остановился, поехал обратно. Восхищению свидетелей не было предела… Пироцкий торжествовал»

 

3 факта о Федоре Пироцком

  • Роковую роль в жизни Пироцкого сыграла канцелярская ошибка. В училище он был случайно «переименован» в Пероцкого и дальше в служебных документах, в том числе в приказах, проходил как Пероцкий. В 1885 году после пятилетних многократных рассмотрений дела в судах он вступил во владение поместьем умершего дяди в селе Масловка Алешкинского уезда Таврийской губернии. Однако чиновник губернского управления обнаружил, что в послужном списке наследника записана не та фамилия, что указывается в других бумагах, и в 1896 году Пироцкий  был выселен из имения.
  • Пенсия Пироцкого составляла 285 рублей 50 копеек в год. Этого едва хватало на пропитание и оплату номера в пансионе.
  • После смерти Пироцкого выяснилось, что он не скопил средств даже на похороны. «Никаких денег при нем совсем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позднее проданного имущества», - писала об этом газета «Юг». За все более-менее пригодные вещи покойного изобретателя было выручено всего 65 рублей.

 

Материалы о Федоре Пироцком

Биография Федора Пироцкого

Личности в истории развития городского электрического транспорта. Пироцкий Федор Аполлонович

История науки. Пироцкий Федор Аполлонович

Откуда есть пошел трамвай

Статья о Федоре Пироцком в Википедии

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17.10 22:23 Глава московского района Кузьминки рассказал о провале принудительного голосования на выборах в Мосгордуму
17.10 21:15 В Москве найден клад с монетами времён Петра I
17.10 20:20 В возрасте 62 лет умер Андрей Смирнов, двукратный призер Олимпийских игр по плаванию
17.10 20:18 Госдума выявила нарушения законодательства со стороны Meduza, «Русской службы Би-би-си» и «Радио Свобода»
17.10 19:51 Двое фигурантов дела «Нового величия» порезали вены в суде
17.10 19:24 PwC: московская скорая помощь – вторая в мире по эффективности
17.10 19:14 Госдума запретит бывшим сотрудникам ФСБ покидать Россию
17.10 19:04 Суд освободил из СИЗО четырех обвиняемых по делу о пожаре в «Зимней вишне»
17.10 18:55 В Кургане двух членов профсоюза «Альянс врачей» оштрафовали за неповиновение полиции. Они протестовали против закрытия больницы
17.10 18:31 В лонг-лист претендентов на «Оскар» вошел мультфильм «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе
17.10 16:39 Глава Disney четвертый раз возглавил рейтинг самых влиятельных людей Голливуда
17.10 16:25 Google снял с продажи первую камеру с искусственным интеллектом
17.10 16:22 Голова Петра I станет новым логотипом Петербурга. Вместо назначенных 40 дней, его разрабатывали год
17.10 15:10 Приставы арестовали квартиру актера Сергея Жигунова за долг в 38 млн рублей
17.10 15:01 В Великом Новгороде главный редактор газеты изнасиловал журналистку. СК завел дело после того, как федеральные СМИ поддержали коллегу
17.10 14:49 Фигурантка «Нового величия» Анна Павликова и осужденный по «дадинской» статье Константин Котов поженились в СИЗО
17.10 14:14 В СПЧ готовят рекомендации по изменению антиэкстремистского законодательства
17.10 13:56 ЕС и Великобритания пришли к соглашению по Brexit
17.10 13:35 Более 330 человек в 38 странах задержали по делу о детском порно в скрытой сети
17.10 13:15 На Украине ввели вознаграждение за сообщение о коррупции. Максимальная выплата составит $500 тыс.
17.10 13:00 Ген «короткого сна» предотвращает нарушения памяти при недосыпании
17.10 12:00 Высокое биоразнообразие сельскохозяйственных культур полезно для урожаев
17.10 11:55 В Тамбове полиция задержала вице-губернатора за крупное мошенничество
17.10 11:51 СК: пассажиры разбившегося в Шереметьево SSJ-100 погибли мгновенно от дыма и огня
17.10 11:19 Власти Якутии задолжали местным спортсменам более 30 млн рублей
17.10 11:16 В Пятигорске должник пытался гипнозом избавиться от требований приставов
17.10 11:00 До острова Наксос древние люди добрались уже 200 тысяч лет назад
17.10 10:57 Долг россиян по микрозаймам достиг 101 млрд рублей. Число просрочек выросло на четверть
17.10 10:56 Полиция нашла похитителей золотого унитаза из родового дворца Уинстона Черчилля
17.10 10:11 Бэнкси открыл онлайн-магазин. В нем можно купить дискошар-шлем полицейского
17.10 09:40 Смертельная болезнь лягушек добралась до перуанской Амазонии
17.10 08:54 В Находке спасатели освободили ребенка, застрявшего в ливневой решетке
17.10 08:41 Кадыров назвал ложью информацию о задержаниях чиновников в Чечне
17.10 08:08 «Известия»: банки начнут оказывать госуслуги в 2020 году. Эксперимент начнется Подмосковье, Петербурге и еще трех регионах
17.10 07:44 «Ромир»: россияне стали покупать меньше товаров для детей
17.10 07:13 Air Canada отложила новые полеты на Boeing 737 MAX до февраля 2020 года
17.10 06:44 Путин поручил узнать, чем молодежь занимается в интернете
17.10 06:05 Пятый обвиняемый в «московском деле» отправился под домашний арест
17.10 05:45 На улицы Барселоны вышли 20 тыс. протестующих. Полиция провела новые задержания
16.10 21:52 Генпрокуратура сообщила о новом способе хищения денег из банкоматов
16.10 20:33 Мосгорсуд оставил Арашуковых под арестом до 30 декабря
16.10 20:32 Бывший баскетболист сборной России приговорен к шести годам тюрьмы за хищения
16.10 19:51 Квартиры коррупционеров начнут продавать с торгов. Сейчас их должны бесплатно отдавать очередникам
16.10 19:36 В рейтинге репутации стран Россия заняла 51 место из 55
16.10 18:43 Футболист Лионель Месси в шестой раз получил «Золотую бутсу»
16.10 18:37 Евростат: в Болгарии наибольшее количество бедняков в Евросоюзе
16.10 17:41 Росавиация разрешила компании «Сибирь» летать в Грузию. Но она все равно не сможет их выполнять
16.10 16:55 Путин разрешил полиции выносить официальные предостережения россиянам
16.10 16:51 Семья из Нидерландов 9 лет провела в подвале, ожидая Конца Света
16.10 16:00 В Москве родители провели собственное расследование – они доказывают, что учитель била их детей
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.