22 марта 2019, пятница, 11:15

В гейзере Йеллоустоунского парка обнаружена новая группа архей

Zackary J. Jay et al., doi: 10.1038/s41564-018-0163-1

Группа микробиологов Университета штата Монтана обнаружила новую линию архей, живущих в экстремальных условиях в Йеллоустонском национальном парке.

Археи как и бактерии относятся к прокариотам, организмам не имеющим клеточного ядра, и представляют собой независимый домен среди живых организмов, многие биохимические свойства архей отличают их от все остальных форм жизни. Хотя археи встречаются в самых разных условиях, особую известность получили археи-экстремофилы, живущие в горячих источниках или очень соленых озерах – там, где жизнь, казалось бы невозможна. Возможно, археи были самой древней формой жизни, предполагаемые окаменелости археальных клеток в строматолитах датируются почти 3,5 миллиардами лет назад. «Открытие новых археальных линий имеет решающее значение для нашего понимания универсального древа жизни и эволюционной истории Земли, – говорит профессор Университета штата Монтана Уильям Инскип (William Inskeep). –  Геохимически разнообразные тепловые среды в Йеллоустоунском национальном парке предоставляют беспрецедентные возможности для изучения архей в местах обитания, которые могут представлять собой аналоги ранней Земли».

Исследование проводилось в гейзере Икайнес (Echinus Geyser) в гейзеровом бассейне Норрис. Имя гейзера происходит от латинского названия морского ежа, так как работавшим в Йеллоустоне в 1880-х годах геологам брызги гейзера напомнили фигуру этого животного. До 1998 года «Морской еж» отличался пунктуальностью, примерно каждые 35 – 75 минут он выдавал фонтан горячей воды. Иногда извержения гейзера продолжались почти два часа. Теперь Икайнес стал нерегулярным гейзером, ученые предполагают, что это произошло из-за обрыва связи с одним из подземных резервуаров, питающих гейзер. Высота фонтана гейзера достигает 12 – 18 метров, продолжительность извержений – до четырех минут. В октябре 2017 – январе 2018 года гейзер заметно активизировался и стал извергаться каждые два – три часа. Икайнес знаменит как самый большой кислотный гейзер в мире. Кислотность воды в нем от 3,3 до 3,6, то есть так у яблочного сока и лишь немногим меньше пищевого уксуса. Средняя температура воды гейзера составляет 80,3° C.

Именно в его воде профессор Уильям Инскип и его коллеги обнаружили генетически обособленную линию архей. Ей дали название Marsarchaeota, в честь Марса, так как эти археи обитают в среде с повышенным содержанием ионов железа. За счет оксида железа микробные маты, которые образуют археи и другие микроорганизмы на субстрате, имеют красный цвет. Одна из групп архей живет в более “прохладной” воде температурой около 50°, вторая способна жить при 60° – 80°. «Интересно, что среда обитания этих организмов содержит минералы железа, похожие на найденные на поверхности Марса», – говорит профессор Инскип.

Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology.