26 марта 2019, вторник, 13:11

28 июня 2018, 11:11

Астероид-гость оказался межзвездной кометой

ʻОумуамуа в представлении художника
ESA/Hubble, NASA, ESO, M. Kornmesser

Астрономы установили, что астероид ʻОумуамуа – первый обнаруженный учеными объект, приведший в Солнечную систему из окружающего космоса – оказался не астероидом, а кометой. На это указывает динамика изменения его скорости при удалении от Солнца.

ʻОумуамуа был обнаружен 9 октября 2017 года телескопом Pan-STARRS 1 на Гавайях. Сначала его сочли обычным астероидом, но вычисленные параметры орбиты показали, что объект не образовался внутри Солнечной системы, а прилетел в нее извне. Его признали первым представителем нового для науки класса небесных объектов – межзвездным астероидом. Он миновал ближайшую к Солнцу точку своей орбиты в начале сентября и после этого стал удаляться от Солнца, чтобы покинуть его окрестности навсегда.

Теперь ученые проанализировали данные, полученные при наблюдениях ʻОумуамуа Очень Большим Телескопом Европейской Южной обсерватории, и обнаружили, что скорость его удаления несколько выше той, что предсказывалась исходя из законов небесной механики. Рассмотрев несколько моделей, призванных объяснить это явление, Марко Мичели (Marco Micheli) из Европейского космического агентства и его коллеги пришли к выводу, что под воздействием солнечного излучения с поверхности ʻОумуамуа происходит выброс газа, как это обычно происходит с кометами. «Мы считаем, что это маленькая и необычная комета, – цитирует слова Марко Мичели пресс-релиз Европейской Южной обсерватории. – Из данных наблюдений видно, что она ускоряется тем медленнее, чем дальше уходит от Солнца, что типично для комет».

Правда, при наблюдениях ʻОумуамуа во время приближения к Солнцу астрономы не отметили типичных для комет хвоста и комы (облака из пыли и газа). Для объяснения такой необычной ситуации они предположили, что мелкие пылевые зерна, покрывающие поверхность большинства комет, в процессе долгого полета `Оумуамуа сквозь межзвездное пространство разрушились вследствие эрозии, а остались только пылевые зерна большего размера. Облако, состоящее из этих крупных частиц, не было бы достаточно ярким, чтобы его можно было зарегистрировать.