29 февраля 2020, суббота, 02:00

Эффективность солнечных батарей повысят при помощи фтора

Pixabay

Пресс-служба Московского физико-технического института сообщила об исследовании, результаты которого позволят в несколько раз увеличить эффективность солнечных батарей.

Солнечные батареи – или, корректнее, фотоэлектрические преобразователи – на сегодня одно из самых перспективных направлений в энергетике. Так, суммарная мощность батарей, смонтированных по всему миру только за 2017 год, составила 400 гигаватт: больше, чем мощность всех российских электростанций. Солнечная отрасль переживает беспрецедентно бурный рост и ключевую роль в этом играет удешевление батарей вместе с ростом их эффективности. Современные фотоэлектрические преобразователи в массе своей используют поликристаллический кремний, но учёные работают и над альтернативными вариантами. Одна из возможных замен кремнию – органические соединения, особые полимеры с фотоэлектрическими свойствами.

На страницах журнала Journal of Materials Chemistry A группа французских исследователей при участии ученых из МФТИ описала один из способов повысить эффективность органических фотопреобразователей при помощи добавления к полимеру атомов фтора. Ранее полученные данные указывали, что фторированные молекулы образуют упорядоченную структуру и это существенно улучшает фотоэлектрические свойства материала, но полного понимания сути этого процесса у химиков не было. Экспериментируя с модификациями исходных молекул, международный коллектив учёных смог добиться роста эффективности образцов с 3,7 до 10,2%. Это всё ещё меньше хороших коммерческих солнечных батарей, однако столь значительное увеличение КПД заставляет всерьёз отнестись к новому материалу – такими темпами он может и перегнать сегодняшних фаворитов.

На молекулярном уровне использованный полимер представляет собой цепочку из звеньев довольно сложной конфигурации. Каждое звено включало несколько гетероциклов с серой (замкнутые пятиугольники из 4 атомов углерода и 1 атома серы), а также боковые углеводородные цепочки, имеющие разветвленную структуру:

PF2 – модификация со фтором. По иллюстрации авторов исследования.

Варьируя длину боковых цепей и наличие атомов фтора, исследователи обнаружили, что удачная комбинация отличается  в разы большей эффективностью, так и большим выдаваемым током. На микроскопическом уровне молекулы «удачного» вещества формировали более упорядоченные стопки (это было показано при помощи рентгеноструктурного анализа) и отличались большей подвижностью носителей заряда – последняя связана с электрической проводимостью, которая, очевидно, должна быть у солнечной батареи достаточно высокой.

Профессор Дмитрий Иванов, заведующий лабораторией функциональных органических и гибридных материалов МФТИ и директор исследований Национального научного центра Франции поясняет: «Для оптимизации эффективности органической солнечной батареи необходимо было не только правильно подобрать молекулярные энергетические уровни донора и акцептора, но и создать соответствующую надмолекулярную структуру, облегчающую перенос зарядов на электроды». Исследователь указал, что органические солнечные батареи могут оказаться более технологичными: процесс производства имеет меньше стадий по сравнению с традиционными кремниевыми фотопреобразователями, хорошо поглощающее свет вещество можно наносить гораздо более тонким слоем, а сами батареи необязательно делать плоскими.