15 октября 2019, вторник, 07:49

Избавление от старых клеток восстанавливает здоровье подопытных мышей

Pixabay

Согласно новому исследованию, инъекция постаревших клеток в организм молодых мышей вызывает нарушение функций их организма, но применение специальных сенолитических препаратов, избирательно убивающих старые клетки, восстанавливает их здоровье. Те же препараты продлевают продолжительность жизни мышей, стареющих естественным путем.

Предшествующие исследования установили, что стареющие клетки воздействуют на своих соседей, а количество таких клеток увеличивается в тканях не только с возрастом, но и после радио- или химиотерапии, а также в органах, связанных с хроническими заболеваниями. В нынешнем эксперименте четырехмесячным детенышам мышей вводили старые клетки или, для контрольной группы, обычные клетки. Уже через две недели у мышей, получивших старые клетки, снизили основные показатели здоровья: скорость передвижения, сила мышц, физическая выносливость, ежедневная активности, потребление пищи и масса тела. Кроме того, исследователи обнаружили у них увеличение количества старых клеток, помимо введенных в организм в начале эксперимента, что заставляет предположить распространение эффекта старения на соседние клетки.

Чтобы понять, поможет ли устранение старых клеток остановить или замедлить ухудшения физических функций у мышей, ученые применили комбинацию двух препаратов, дазатиниба и кверцетина, которая эффективно убивает старые клетки у мышей. Получение этих препаратов в течение трех дней замедлило уменьшение выносливости, скорости передвижения и дневной активности.

Во втором эксперименте участвовали старые мыши (возраст 20 месяцев). Им не вводили старые клетки, но давали им комбинацию дазатиниба и кверцетина несколько раз в течение четырех месяцев. В результате у них нормализовались физические показатели, которые ранее ухудшились из-за естественного старения. Наконец, в третьем эксперименте участвовали мыши пожилого возраста (от 24 до 27 месяцев). Прием тех же препаратов раз в две недели привел к увеличению продолжительности их жизни на 36% по сравнению с мышами из контрольной группы.

Исследователи полагают, что текущие и будущие клинические исследования могут продемонстрировать, что сенолитики могут быть использованы для увеличения продолжительности жизни не только пожилых людей, но и пациентов, перенесших рак, у которых старение клеток вызвано радиоактивным излучением и химиотерапией.

Итоги исследования опубликованы в журнале Nature Medicine.