21 октября 2019, понедельник, 17:56

Сатурн общается с Энцеладом при помощи магнитного поля

Энцелад на фоне Сатурна
NASA/JPL-Caltech

Сотрудники NASA познакомили любителей астрономии с еще одним наблюдением, сделанным при помощи зонда «Кассини». Хотя сам космический аппарат в прошлом году безвозвратно погрузился в атмосферу Сатурна, обработка собранной им информации продолжается и приносит новые открытия.

В данном случае речь идет о данных, полученных «Кассини» 2 сентября 2017 года, всего за две недели до окончания его работы. Установленный на «Кассини» прибор Radio and Plasma Wave Science (RPSW) зафиксировал плазменные волны, распространяющиеся по линиям магнитного поля между Сатурном и его спутником Энцеладом. В NASA это излучение перекодировали из радиодиапазона в звуковой, поэтому мы можем его услышать. Время записи при этом было сжато от 16 минут до 28,5 секунд.

Распространение плазменных волн вдоль линий магнитного поля между Сатурном и Энцеладом, а также Сатурном и его кольцами зафиксировано впервые. Особенно интересно, что между Сатурном и Энцеладом идет двустороннее “общение”: волны движутся как от спутника к планете, так и в обратном направлении.

В недрах Энцелада идет активные процессы, а сквозь трещины в его ледяной поверхности пробиваются струи криогейзеров высотой более двухсот километров. Выброшенные частицы ионизируются и распространяются вдоль линий магнитного поля по направлению к Сатурну. «Энцелад – это маленький генератор, движущийся вокруг Сатурна, и мы знаем, что он является непрерывным источником энергии, – говорит планетолог из Университета Айовы Али Сулайман (Ali Sulaiman). – Теперь мы обнаруживаем, что Сатурн отвечает, испуская сигналы в виде плазменных волн вдоль линий магнитного поля, соединяющих его с Энцеладом более чем за сотню тысяч километров».

На основе этих наблюдений ученые опубликовали две статьи в Geophysical Research Letters (1, 2).