27 июня 2019, четверг, 01:41

24 июля 2018, 17:36

Каменные орудия из Техаса оказались старше 16 тысяч лет

Nancy Velchoff, The Gault School of Archaeological Research

Исследователи обнаружили значительное количество каменных орудий из центрального Техаса возрастом от 16 до 20 тысяч лет. Следовательно, они на две тысячи лет древнее археологической культуры Кловис, представители которой долгое время считались самыми первыми обитателями Америки.

Долгое время считалось, что древнейшие обитатели Америки сумели двинуться на юг только 14 тысяч лет назад, когда открылся проход между Лаврентийским и Кордильерским ледниковыми щитами (известный как «коридор Маккензи»). После этого переселения возникла археологическая культура Кловис. Однако ряд археологических находок докловисского времени постоянно вынуждал ученых думать о возможности более раннего заселения Америки. Подробнее об исследованиях на эту тему можно прочитать в очерках «Следы на костях и заселение Америки», «Нормальные герои всегда идут в обход» и «Орегонский камень преткновения».

Нынешние орудия происходят из давно известного археологического памятника Го (Gault), получившего название в честь владельца фермы Генри Го, на земле которого были в 1920-х годах сделаны первые находки. Археологическая зона долгое время была частной территорией, где раскопки производились за плату. В 2007 году земля была куплена и передана в дар общественной организации The Archaeological Conservancy, занятой сохранением археологических памятников США. Сейчас постоянные исследования там проводят археологическая лаборатория Техасского университета в Остине, Школа археологических исследований Го (GSAR) и Проект доисторических исследований Университета штата Техас. На обширной территории Го были найдены слои отложений с артефактами разных эпох от начала эпохи Кловис (13500 лет назад) до XIV века.

В исследовании, проведенном под руководством Томаса Уильямса (Thomas J. Williams) и Майкла Коллинза (Michael B. Collins) из Университета штата Техас, а также Кэтлин Родригес (Kathleen Rodrigues) из Невадского университета, определялся возраст каменных орудий из Го, относившихся к самым нижним слоям и имевшим значительные внешние отличия от кловисских орудий.

Учеными применялось оптически симулированное люминесцентное датирование, которое позволяет определить, как давно минерал находился на свету. В любых геологических отложениях присутствуют в очень малых количествах радиоактивные элементы, которые медленно распадаются, испуская ионизирующее излучение (так появляется естественный радиоактивный фон). В минералах это излучение попадает в кристаллы кварца или полевого шпата. В кристаллических решетках образуются дефекты, вызванные захватом дополнительных электронов. Когда же кристалл попадает на свет, то под действием световых волн эти электроны высвобождаются, и возникает люминесценция. Ее интенсивность зависит от числа накопленных в кристаллах электронов, а оно определяется временем, которое кристалл провел в темноте. «Речной характер отложений в Го, создал плохую среду для сохранения органических материалов, поэтому радиоуглеродное датирование в этом регионе было бы бесполезным, – поясняет Кэтлин Родригес. – Это сделало люминесценцию естественным выбором для знакомства с этими археологическими материалами. Мы очень довольны качеством результатов».

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.