21 октября 2019, понедельник, 13:32

20 августа 2018, 10:40

В атмосфере одной из экзопланет есть железо и титан

KELT-9 b в представлении художника
Denis Bajram

При помощи расположенного на Канарских островах спектрографа HARPS-N астрономы установили, что в атмосфере экзопланеты KELT-9 b содержатся атомы железа и титана.

KELT-9 b вращается вокруг одной из звезд созвездия Лебедя на расстоянии 680 световых лет от Солнечной системы. Планета относится к типу «горячий юпитер», такие планеты по массе примерно соответствуют Юпитеру, но расположены к своим звездам значительно ближе. В случае KELT-9 b масса планеты в 2,88 больше Юпитера, а расстояние до звезды – всего 4,5 миллиона километров, примерно в десять раз меньше, чем от Меркурия до Солнца. Открыта планета была в 2016 году, тогда же стало ясно, что ей принадлежит рекорд температуры среди всех известных планет. На дневной ее стороне температура может составлять 4600 кельвинов (4300° C), то есть она горячее даже некоторых звезд.

Теперь стало известно о новом уникальном свойстве этой планеты. Первоначальные наблюдения показали, что KELT-9 b имеет атмосферу, состоящую в основном из водорода. Авторы нынешнего исследования обнаружили в спектре планеты следы присутствия как ионизированных, так и нейтральных атомов железа и титана. Температура KELT-9 b оказалась достаточно высокой для поддержания этих элементов в газообразной форме. Но пока остается неясным, какую долю занимают они в атмосфере.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.