16 декабря 2018, воскресенье, 20:14
Facebook Twitter VK.com Telegram

27 августа 2018, 13:00

Экзопланета из созвездия Живописца весит как одиннадцать Юпитеров

Бета Живописца b в представлении художника
L. Calçada/ESO

Игнас Снеллен (Ignas Snellen) и Энтони Браун (Anthony Brown) вычислили массу экзопланеты Бета Живописца b, находящейся примерно в 63 световых годах от Земли. Они установили, что планета весит в несколько раз больше, чем предполагалось ранее.

Планета у звезды β Живописца была открыта в ноябре 2008 года Анной-Марией Лагранж (Anne-Marie Lagrange) из Университета Жозефа Фурье в Гренобле и ее коллегами. Астрономы использовали данные наблюдений, сделанных на Очень Большом телескопе Европейской Южной обсерватории. Звезда, вокруг которой вращается эта планета, имеет также газово-пылевой диск, несколько поясов планетезималей и ряд комет. Открытая планета относится к классу супер-юпитеров, то есть представляет собой газовый гигант с массой больше, чем у Юпитера. Расстояние от звезды до планеты в восемь раз превышает расстояние от Солнца да Земли. Вокруг своей звезды планета совершает оборот за 21 год, а вокруг собственной оси – за 8 часов.

Снеллен и Браун использовали данные космических телескопов Hipparcos и Gaia о положении звезды β Живописца за длительный период, чтобы выявить крошечные отклонения от ожидаемой орбиты, вызванные влиянием вращающейся вокруг нее планеты. Были учтены 30 наблюдений звезды телескопом Gaia и 111 наблюдений телескопом Hipparcos, они охватывают период в двадцать пять лет. В результате, по расчетам ученых, масса планеты Бета Живописца b составляет 11 ± 2 масс Юпитера.

Выводы были опубликованы в журнале Nature Astronomy.