21 февраля 2020, пятница, 19:57

03 сентября 2018, 16:03

Дрожжи будут измерять дозу радиоактивного излучения

Датчики с дрожжами.
Kayla Wiles, Purdue University

Одноразовый носимый датчик дозы ионизирующего излучения, разработанный учеными из Университета Пердью, состоит из клеток пекарских дрожжей (Saccharomyces cerevisiae) на бумажной подложке, помещенной между двумя электродами. Датчик чувствителен к излучению в сухом виде и позволяет считывать информацию после смачивания его водой. Работники ядерных объектов и больниц смогут носить такие датчики, чтобы мгновенно узнавать дневную дозу облучения.

Представители ряда профессий регулярно получают небольшие дозы радиационного излучения. Например, это происходит с врачами, которые делают рентгеновские снимки больных. Защитное оборудование делает эту работу безопасной, но, тем не менее, некоторое количество ионизирующего облучения они получают каждый день. Это повышает риск развития ряда болезней. Поэтому необходим контроль получаемых доз. Обычно он производится дозиметрическими устройствами, носимыми на одежде в течение месяца или двух. Затем дозиметры отправляют к производителю, который считывает собранные данные и сообщает их адресату. Обычно на это уходит около недели.

Ученые решили создать новый тип дозиметра, который был бы дешев и позволял получать информацию о поглощенной дозе быстро. Принцип его действия прост: чем больше полученная доза ионизирующего облучения, тем больше дрожжевых клеток умирает. Смачивание активирует оставшиеся в живых клетки, и они начинают заниматься своим обычным делом – поглощают глюкозу и выделяют углекислый газ. В результате изменяется электропроводность слоя дрожжей, которая измеряется при помощи электрода. Результат пересчитывается в рады – стандартные единицы поглощенной дозы ионизирующего излучения. Исследователи могли обнаружить дозу облучения всего в 1 миллирад при помощи дрожжей, что сопоставимо с результатами, которые демонстрируют современные коммерческие дозиметры.

Исследование опубликовано в журнале Advanced Biosystems.