18 сентября 2019, среда, 12:10

03 октября 2018, 12:24

Гоблин подтверждает наличие в Солнечной системе «планеты X»

Карликовая планета Гоблин
Roberto Molar Candanosa, Scott Sheppard/Carnegie Institution for Science

Открытая учеными карликовая планета Гоблин движется по столь вытянутой орбите, что в среднем она представляет собой самый удаленный от Солнца крупный объект в Солнечной системы. Астрономы, обнаружившие планету, полагают, что такую форму ее орбита получила под гравитационным влиянием «планеты X» – гипотетической крупной планеты, находящейся на большом расстоянии от Солнца.

Гоблина впервые наблюдали 13 октября 2015 года астрономы Дэвид Толен (David J. Tholen), Скотт Шеппард (Scott Sheppard) и Чедвиком Трухильо (Chadwick A. Trujillo) при помощи японского восьмиметрового телескопа «Субару» в обсерватории на гавайской горе Мауна-Кеа. Официальное название планеты - 2015 TG387, прозвище The Goblin появилось как шуточная расшифровка букв TG.

Гоблин относится к седноидам – транснептуновым объектам с перигелием орбиты больше 50 астрономических единиц и большой полуосью орбиты более 150 астрономических единиц. Пока известны всего три седноида: Гоблин, карликовая планета 2012 VP113 и карликовая планета Седна, давшая название этому классу. Но астрономы предполагают, что на самом деле седноидов гораздо больше. Шеппард принимал участие в открытии не только Гоблина, но и 2012 VP113, а Чедвик Трухильо был среди первооткрывателей всех трех седноидов.

Примерный диаметр Гоблина составляет 300 километров. Оборот вокруг Солнца, по расчетам астрономов, он совершает за 34080 лет. В наиболее удаленной точке орбиты расстояние от Гоблина до Солнца составляет 2037 астрономических единиц, а в самой близкой - 64,8 (это в два с половиной раза дальше, чем Плутон). Таким образом, Гоблин отобрал у 2012 VP113 звание самого далекого от Солнца транснептунового объекта.

По словам Скотта Шеппарда, сходство орбит трех седноидов подтверждает предположения ученых о существовании более крупной «планеты X» - еще не открытой девятой большой планеты Солнечной системы с массой до десятка масс Земли. Именно ее притяжение повлияло на орбиты Седны, Гоблина и 2012 VP113, а также других, возможно, многочисленных седноидов, которых Шеппард с коллегами рассчитывают обнаружить в будущем.