9 декабря 2019, понедельник, 09:04

Зрение помогает гороховой тле избегать опасных бактерий

Гороховая тля

Распространенный сельскохозяйственный вредитель – гороховая тля (Acyrthosiphon pisum), как показало новое исследование, полагается на зрение в деле защиты от смертельно опасных для нее бактерий.

Гороховая тля не имеет иммунитета к бактериям вида Pseudomonas syringae, часто встречающимся на поверхности листьев растений. Если гороховые тли заражаются этой бактерией, они быстро умирают. Раньше считалось, что единственным средством защиты тлей служит сверхбыстрое размножение, позволяющее компенсировать гибель части насекомых.

В новом исследовании Корнельского университета было обнаружено, что гороховые три способны избегать скоплений опасных бактерий, замечая их на листьях. В лабораторных экспериментах они стабильно предпочитали кормиться на листьях, где не было бактерий. Делать выбор гороховой тле помогает зрение. Дело в том, что в клетках Pseudomonas syringae, как и других представителей этого рода бактерий, содержатся пиовердины – вещества, способствующие транспорту железа сквозь клеточную мембрану. Пиовердины флуоресцируют под действием ультрафиолетового солнечного излучения, при этом гороховая тля способна отличать флуоресценцию вирулентных и безопасных штаммов бактерии.

В проверочном эксперименте кормление гороховой тли проводилось в контейнере из пластика, который не пропускает ультрафиолетовую часть спектра. Соответственно, бактериальный пиовердин в этом случае не флуоресцировал. Гороховая тля в таких условиях утрачивала способность избегать опасности и кормилась как на чистых листьях, так и на тех, где был нанесен раствор с бактериями. Аналогичный результат был получен, когда использовался мутировавший штамм бактерий, не вырабатывающий пиовердина.

Авторы работы считают, что данную способность гороховой тли можно будет использовать для защиты растений.

Итоги исследования опубликованы в журнале Current Biology.