22 мая 2019, среда, 08:18

12 октября 2018, 11:46

Астрономы допустили существование спутников у спутников

Луна
NASA

Однажды сын астронома Джуны Коллмейер (Juna Kollmeier) из Обсерваторий Института Карнеги спросил у матери: «Может ли у Луны быть Луна?». Она не смогла сходу ответить, но поняла, что изучение этого вопроса, возможно, позволит установить пока неизвестные закономерности в эволюции спутников. В итоге Джуна Коллмейер и ее коллега Шон Раймон (Sean Raymond) из Университета Бордо рассмотрели эту проблему и подготовили краткую статью, опубликованную на сервере препринтов arXiv.org.

Моделируя судьбу маленького спутника, вращающегося вокруг спутника крупной планеты, Коллмейер и Раймон пришли к выводу, что в большинстве случаев приливные силы, притягивающие спутник второго порядка к центральной планете, окажутся слишком сильными и разорвут его на куски.

Тем не менее, существуют условия, при которых спутник спутника выживет и удержится на орбите достаточно продолжительное время. Для этого он должен быть небольшим. По расчетам астрономов, не более 6 миль (9,65 километров) в поперечнике. А вот спутник первого порядка должен быть достаточно крупным, чтобы обладать гравитацией, способной удержать собственный спутник и не уступить его планете-хозяину.

Исследователи утверждают, что в Солнечной системе имеется четыре спутника, которые теоретически могли бы иметь спутники второго порядка. Это Титан и Япет, вращающиеся вокруг Сатурна, Калипсо – спутник Юпитера и наша Луна. Тот факт, что ни у одного их них собственных спутников не имеется, указывает, по мнению авторов работы, на какие-то еще неясные нам закономерности образования планет и спутников.

Читатели статьи занялись в социальных сетях обсуждением еще одного вопроса – каким термином должны обозначаться спутники спутников? Среди предложенных вариантов есть submoon (предложенный Коллмейер и Раймоном), moonmoon, metamoon, moonito, moonette и даже moooon.

Астрофизик Дункан Форган (Duncan Forgan) из Сент-Эндрюсского университета использует термин moon-moon. В статье Форгана, опубликованой на том же arXiv.org на день раньше, чем статья Коллмейер и Раймона, обсуждается возможность существования спутника у недавно открытого экзоспутника Kepler-1625b-I.