14 ноября 2019, четверг, 19:37

Предложен универсальный десятиминутный тест на раковые заболевания

Раковые клетки, электронная микрофотография
Wellcome Images

Ученые разрабатывают тест, который должен определить наличие злокачественной опухоли по крови пациента. Создатели утверждают, что методика позволит выявлять клетки любых типов опухолей, а процедура займет всего десять минут. Хотя работа над методом еще не закончена, он обещает значительно упростить обнаружение рака.

«Основное преимущество этого метода в том, что он очень дешев и чрезвычайно прост в использовании», – говорит Лаура Карраскоса (Laura Carrascosa) из Университета Квинсленда. Чувствительность теста составляет около 90%, то есть он будет обнаруживать около 90 из 100 случаев рака. Тест должен играть роль первоначальной проверки на наличие рака, а затем в случае положительного результата врачи будут назначать дополнительные исследования. «Наша методика может быть инструментом скрининга, чтобы информировать врачей, что у пациента может быть рак, но потом потребуются последующие исследования с другими методами для определения типа рака и стадии», – объясняет Лаура Карраскоса.

Тест основан на открытии ученых Университета Квинсленда, обнаруживших, что ДНК опухолевой клетки и обычная ДНК прилипают к металлическим поверхностям по-разному. Разница объясняется тем, что ДНК в нормальных клетках обычно подвержена метилированию, то есть к молекуле во многих местах присоединены метильные группы, служащие средством регулирования активности генов. У опухолевых клеток молекула ДНК большей частью лишена метильных групп, и они встречаются только в определенных местах на ней. Это и позволило разработать тест, отличающий здоровые и опухолевые клетки даже по небольшим фрагментам ДНК, попадающим в кровь.

Исследователи описали в журнале Nature Communications картину метилирования ДНК в клетках рака молочной железы, простаты, колоректального рака и лимфомы. А также показали, как эта характеристика ДНК раковых клеток влияет на свойства молекулы.

Практически тест состоит в том, что подозрительная ДНК добавляется в воду, содержащую наночастицы золота. Изначально этот раствор имеет розовый цвет. Если в нем оказывается здоровая ДНК, то, связываясь с наночастицами, она вызывает изменение цвета раствора на синий. Если же это опухолевая ДНК, цвет раствора не меняется. Результат можно оценить невооруженным глазом всего через несколько минут.