21 мая 2019, вторник, 12:32

Найденный более двадцати лет назад динозавр признан отдельным видом

Реконструкция Saltriovenator zanellai
Davide Bonadonna

Палеонтологи из Музея естественной истории в Милане и болонского Геологического музея имени Джованни Капеллини описали новый род и вид динозавра на основе окаменевших останков, обнаруженных в северной Италии более двадцати лет назад. Он принадлежит к семейству цератозаврид (Ceratosauridae), входившему в многочисленный подотряд теропод, или хищных динозавров.

Новый вид получил латинское название Saltriovenator zanellai. Окаменевшие фрагменты его скелета нашел в 1996 году Анджело Занелла, палеонтолог-любитель и сотрудник миланского Музея естественной истории. Находка была сделана в предгорьях Альп, в восьмидесяти километрах к северу от Милана, в крупном курьере у городка Сальтрио. Родовое имя можно перевести как «охотник из Сальтрио». Динозавр действительно был, подобно своим родственникам, хищником, передвигавшимся на крупной задней паре конечностей.

Палеонтологам достались более десятка костей и фрагментов. Они установили, что общая длина тела динозавра могла достигать семи с половиной метров. При этом палеогистологический анализ показывает, что данный экземпляр еще не достиг взрослого возраста и рост его костей продолжался. Жил он в раннем юрском периоде (около 198 миллионов лет назад) и был самым крупным и мощным представителем терапод своего времени, чьи останки известны ученым. Позднее тероподы достигнут еще более крупных размеров.

Примечательно, что на костях Saltriovenator zanellai имеются следы морских беспозвоночных. Следовательно, тело погибшего динозавра долгое время находилось в морской воде, покрывшись со временем донными отложениями.

«Хотя скелет Saltriovenator zanellai является фрагментарным, он демонстрирует мозаику предковых и продвинутых анатомических особенностей, соответственно наблюдаемых у четырехпалых дилофозаврид и цератозавров, а также у трехпалых теропод из группы тетанур, таких как аллозавриды», – говорит один из авторов работы Кристиано Даль-Сассо (Cristiano Dal Sasso). Исследователи приходят к выводу, что эволюционная «гонка вооружений» между хищными и травоядными динозаврами, порождавшая все более и более крупные виды, началась уже около 200 миллионов лет назад.

Описание Saltriovenator zanellai опубликовано в электронном научном журнале PeerJ.