14 октября 2019, понедельник, 04:47

На зубах средневековой монахини сохранились следы красок

Частицы лазуритовой краски видны под пятым зубом слева
Christina Warinner

Исследуя останки женщины, жившей около тысячи лет назад в одном из немецких монастырей, ученые обнаружили на ее зубах следы пигмента, указывающего, что она была опытным художником и занималась созданием книжных миниатюр.

Молекулярный археолог Кристина Вариннер (Christina Warinner) из Института истории человечества Общества Макса Планка в Йене изучает бактериальное население полости рта и особенности питания древних людей по составу зубного налета. Но в этот раз ее исследования дали неожиданный результат. Останки принадлежали женщине, похороненной в монастыре в Дальхайме (Рейнланд-Пфальц, Германия). Она умерла между 997 и 1162 годами в возрасте 45–60 лет. Когда взятые пробы зубного камня оказались под микроскопом, исследователи были удивлены, разглядев ярко-синие частицы.

Как удалось установить, частицы представляют собой фрагменты лазурита. Этот минерал добывался в горах на северо-востоке нынешнего Афганистана. Камень поставляли оттуда  в страны Востока и в Европу, поскольку он служил как украшением, так и сырьем для приготовления ультрамарина – ярко-синей краски. Образцы лазурита обнаружены и в гробницах египетских фараонов и при раскопках Трои. В средневековой Европе лазурит ценился дороже золота.

Видимо, монахиня из Дальхайма занималась иллюстрированием манускриптов и время от времени смачивала ртом кисточку. В ряде средневековых руководств для художников им рекомендовалось смочить ртом кисть, когда нужно поставить точку. Судя по тому, что художнице доверяли драгоценную лазуритовую краску, она была весьма опытным мастером.

Исследование опубликовано в Science Advances.