19 августа 2019, понедельник, 00:09

Причиной инфекционного рака сумчатых дьяволов служит один клеточный рецептор

Сумчатый дьявол

Ученые из Исследовательского центра молекулярной медицины Австрийской академии наук и Венской ветеринарной академии установили на молекулярном уровне причины возникновения и механизм передачи болезни, угрожающей тасманийским сумчатым дьяволам (Sarcophilus harrisii).

Лицевой рак сумчатых дьяволов (devil facial tumor disease, DFTD) – одно из редких онкологических заболеваний, способных передаваться от организма к организму. Оно было обнаружено в 1996 году и с тех пор погубило почти 90% тасманийских сумчатых дьяволов. Среди них рак распространяется через укусы во время драк между самцами в брачный период. Заболевшие животные погибают в течение полугода.

По происхождению клетки лицевой опухоли тасманийских дьяволов оказались мутировавшими шванновскими клетками – вспомогательными клетками нервной ткани, которые располагаются вдоль длинных отростков нейронов, образуя электроизолирующую миелиновую оболочку. Все собранные образцы опухолей генетически почти идентичны и происходят, по-видимому, из одной предковой клетки.

Ученые обнаружили, что один из рецепторов на поверхности этих клеток (рецептор эпидермального фактора роста, ERBB) проявляет повышенную активность. Эти рецепторы запускают биохимическую цепную реакцию внутри клеток, которая в конечном итоге активирует белок STAT3, служащий фактором транскрипции, то есть контролирующий синтез матричных РНК на основе ДНК клетки.

В итоге белок STAT3 изменяет генетическую программу клетки. Клетка подвергается значительной перестройке. Уменьшается количество молекул, задействованных в иммунном ответе, зато значительно ускоряется деление и вырабатываются факторы для метастазирования опухолевых клеток. «Наши эксперименты впервые показали, что чрезмерная активация рецептора ERBB и белка STAT3 играет ключевую роль в передаче лицевого рака сумчатых дьяволов, – говорит первый автор исследования Линдсей Косак (Lindsay Kosack). – Кроме того, в дальнейших экспериментах мы показали, что ингибирование рецепторов ERBB лекарственным препаратом может избирательно убивать раковые клетки. Это может сыграть важную роль в лечении болезни и предотвратить исчезновение тасманийских сумчатых дьяволов».

Исследование опубликовано в журнале Cancer Cell.