20 октября 2019, воскресенье, 02:28

Исследователи пещеры Шанидар рассказали о своих находках

Пещера Шанидар

Редакция сайта журнала Science взяла интервью у археолога Кристофера Ханта (Christopher Hunt) из Ливерпульского университета имени Джона Мурса – одного из руководителей экспедиции, работающей в знаменитой пещере Шанидар.

Пещера Шанидар в Иракском Курдистане получила известность в конце 1950-х годов, когда экспедиция Колумбийского университета под руководством Ральфа Солецки (Ralph Solecki) нашла там костные останки семерых взрослых и двух детей, живших от 35 000 до 65 000 лет назад. А в 2006 году сотрудница Смитсоновского института Мелинда Зедер, разбирая кости животных, собранных в той же пещере, наткнулась на пропущенные предыдущими исследователями кости ноги неандертальца – его назвали Шанидар-10. Самым известным из обитателей пещеры стал Шанидар-1 (об исследовании его останков можно узнать из отдельного очерка). В сентябре прошлого года средства массовой информации Курдистанского автономного района Ирака сообщили о новых находках костей неандертальцев в пещере.

По словам Кристофера Ханта, британские археологи работают в пещере с 2014 года. Они применяют многие современные методы исследования, которые еще не существовали во время раскопок Ральфа Солецки. Осенью этого года археологам удалось обнаружить останки неандертальца, включая череп, который хотя и был раздавлен тяжестью лежавших сверху отложений, все-таки сохранился достаточно полно. Возраст находки от 60 000 до 90 000 лет, более точную дату удастся узнать, когда закончится радиоуглеродный анализ, который сейчас производится в Оксфорде. Ученые планируют также попытаться извлечь из костей ДНК.

Череп. Фото: Graeme Barker

Особенно интересным Кристоферу Ханту кажется, что новые останки расположены рядом с раскопанными в 1950-х годах костями двух женщин и одного подростка. Тогда специалист по древней пыльце Арлет Леруа-Гурхан (Arlette Leroi-Gourhan) интерпретировала скопления пыльцы рядом с этими скелетами, как свидетельство погребения, где останки умершего были украшены цветами. После завершения всех исследований Хант надеется проверить эту гипотезу. Пока же он признает, что найти удовлетворяющее всех доказательство наличия у неандертальцев пещеры Шанидар погребального ритуала практически невозможно. Тела в «цветочном погребении» находятся в очень ограниченном пространстве, но лежат все-таки в разных слоях, а значит погребения, если это действительно были они, сделаны в разное время. Это можно рассматривать как свидетельство того, что данное место играло важную роль для неандертальцев, и они возвращались туда для похорон умерших на протяжении поколений. А можно считать и случайным совпадением.

Хант рассказал и о проблемах, с которыми сталкиваются исследователи. В 2014 году в результате наступления боевиков ИГИЛ ученым пришлось эвакуироваться. Сейчас недалеко от пещеры располагается база вооруженных сил Иракского Курдистана, которая обеспечивает безопасность археологов.