19 августа 2019, понедельник, 03:29

Кишечник насекомых станет источником новых антибиотиков

Муравей рода Cyphomyrmex
Alex Wild

Большинство антибиотиков, открытых в течение XX века, были подарены людям почвенными бактериями. Теперь исследователи полагают, что бактерии-симбионты насекомых способны стать не менее важным источником новых антибиотиков.

Профессор Кэмерон Кэрри (Cameron Currie) из Висконсинского университета говорит, что живущие в организмах насекомых бактерии нередко выделяют вещества, защищающие их хозяев от инфекции. Ученый отмечает, что бактерии рода Streptomyces, возникшего около 380 миллионов лет назад, отличаются большим разнообразием. Часть их живет в почве или в воде, другие штаммы начали жить в организмах насекомых. Из почвенных бактерий этого рода получено более двух десятков антибиотиков, включая такие известные, как стрептомицин, нистатин, эритромицин, тетрациклин, ванкомицин и пуромицин.

Ученые из лаборатории Кэмерона Кэрри обследовали более 1400 насекомых, собранных в разных природных зонах Северной и Южной Америки, включая мух, муравьев, пчел, бабочек, жуков и многих других. В организмах примерно половины видов обнаружились бактерии Streptomyces. Всего исследователи получили из насекомых более 10 тысяч штаммов, также в исследовании рассматривались еще 7 тысяч штаммов, взятых из почвы или растений. Затем под руководством аспиранта Марка Шеврета (Marc Chevrette) были проведены десятки тысяч тестов, где проверялась способность этих бактерий ингибировать рост 24 видов патогенных бактерий и грибов, в том числе устойчивого к метициллину золотистого стафилококка.

Оказалось, что бактерии из насекомых порой превосходят почвенных бактерий по способности противостоять патогенным микроорганизмам. Несколько десятков самых перспективных штаммов Шеврет и его коллеги испытали на лабораторных мышах. Наибольший успех тут имели бактери-симбионты одного из видов муравьев-листорезов (триба Attini, род Cyphomyrmex), обитающего в Бразилии. Из них ученые получили новый антибиотик, дав ему название цифомицин. Профессор фармацевтики Тим Буньи (Tim Bugni) выделил это вещество и определил его химическую структуру. В лабораторных испытаниях цифомицин показал способность бороться с патогенным грибком Candida albicans, устойчивым к другим антибиотикам, и не вызывал побочных эффектов у мышей. Сейчас испытания этого препарата продолжаются, и исследователи надеются, что он будет введен в клиническую практику.

Профессор Кэрри считает, что будущие исследования бактерий из организма насекомых принесут еще больше перспективных антибиотиков.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.