25 марта 2019, понедельник, 21:02

Одна из разновидностей лимфомы не может обойтись без холестерина

Вместо холестерина в клетках лимфомы накапливался сквален (отмечен розовым)
Laboratory of Metabolic Regulation and Genetics/Rockefeller University

Исследователи из Университета Рокфеллера обнаружили слабое место в клетках одной из разновидностей лимфомы. Клетки опухоли оказались неспособными синтезировать необходимый им холестерин, поэтому они полностью зависят от его внешних источников. Открытие поможет разработать новый способ терапии этой болезни.

Клетки опухолей обладают многими суперспособностями. Они быстро растут, интенсивно делятся, успешно противостоят иммунной системе организма. Но, приобретя такие способности, они порой утрачивают другие качества, в том числе умение производить необходимые для существования вещества. Например, клетки некоторых типов лейкемии не могут синтезировать аминокислоту аспарагин. В качестве первой линии защиты от этих видов рака врачи дают пациентам аспарагиназу – фермент, который расщепляет аминокислоту, удаляя ее из крови. Без доступа к внешним запасам аспарагина раковые клетки погибают.

В новом исследовании Кыванч Бирсой (Kıvanç Birsoy) и его коллеги решили заняться поиском других типов рака, которые могут оказаться уязвимыми к сокращению поставок питательных веществ. Они обратили внимание на холестерин, необходимый клеткам для создания клеточной мембраны при делении. Как правило, раковые клетки либо сами производят холестерин, либо получают его из клеточной среды, где он присутствует в форме липопротеинов низкой плотности (ЛПНП). Исследователи поместили 28 различных типов раковых клеток в среду, где холестерина не было, и отметили, какие из них выжили, а какие погибли.

Погибшими оказались клетки ALK-позитивной анапластической крупноклеточной лимфомы – одного из редких типов лимфом. Неспособность этих клеток синтезировать холестерин подтвердилась на втором этапе исследования, когда ученые рассмотрели данные об активности их генов. Один из нужных генов не работал, в результате в клетках не было одного из ферментов, необходимых для синтеза холестерина. Вместо холестерина в клетках лимфомы накапливался сквален – промежуточный продукт синтеза.

Ученые считают, что само по себе накопление сквалена оказалось полезным для раковых клеток, так как это вещество повышает их антиоксидантную способность. Но эта польза нужна лишь при условии, что холестерин доступен из внешних источников.

Авторы работы сумели лишить опухолевые клетки рецепторов, предназначенных для поглощения внешнего холестерина. После этого клетки погибали. Возможно, этот способ станет действенным средством против анапластической крупноклеточной лимфомы в случаях, когда она не поддается стандартной химиотерапии. В дальнейшем исследователи планируют проверить другие виды рака на наличие подобных уязвимостей.

Исследование опубликовано в журнале Nature.