19 марта 2019, вторник, 19:53

Хвост морских змей различает свет и тень

Гладкая морская змея (лат. Aipysurus laevis)
Chris Malam

Ученые обнаружили неожиданное умение морских змей, помогающее им спрятать от врагов свою самую уязвимую часть тела – хвост. Исследование, проведенное Аделаидским университетом, Бристольским университетом, Университетом Западной Австралии и Музеем естественной истории в Лондоне, показало, что кожа хвоста нескольких видов морских змей способна ощущать свет, что позволяет им вовремя прятать хвост в укрытие.

Такая способность обнаружена у гладкой морской змеи (Aipysurus laevis), обитающей в коралловых рифах Тихого и восточной части Индийского океанов, включая Большой Барьерный риф. Имеется она и у некоторых других представителей рода Aipysurus, известных под общим названием «оливковые морские змеи».

«Морские змеи проводят всю свою жизнь в море, плавая при помощи веслообразных хвостов и отдыхая время от времени под коралловыми или скалистыми выступами, – говорит ведущий автор исследования Дженна Кроу-Ридделл из Аделаидского университета. – Поскольку морские змеи имеют длинные тела, хвостовая лопасть находится на большом расстоянии от головы, поэтому ей выгодно обладать собственной способностью ощущать свет. Оливковые морские змеи оказались единственными рептилиями из более десяти тысяч видов, которые реагируют на свет на коже таким образом».

Исследователи проверили наличие такой способности у восьми видов данного рода, однако обнаружилась она только у трех. Благодаря секвенированию РНК удалось определить, какие гены активны в коже их хвоста. Там был задействован ген светочувствительного белка меланопсина и несколько генов, которые кодируют белки,  участвующие в преобразовании света в импульсы нервной системы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Ecology.