20 мая 2019, понедельник, 00:26
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Мемория. Федор Пироцкий

Федор Аполлонович Пироцкий
Федор Аполлонович Пироцкий

1 марта 1845 года родился Федор Пироцкий, изобретатель трамвая.

 

Личное дело

Федор Аполлонович Пироцкий (1845-1898) родился в Лохвицком уезде Полтавской губернии в семье штабс-лекаря.  Его семья происходила из городовых или поместных казаков, поселявшихся при пограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой службы на украинных территориях. Вырос и учился в Санкт-Петербурге, где окончил сперва Константиновский кадетский корпус, а затем Михайловское артиллерийское училище.

В 1866 году Пироцкий был «выпущен подпоручиком с назначением в Киевскую крепостную артиллерию».

Служить был направлен в артиллерийские войска в Киев. Там он подружился с подпоручиком саперного батальона, а в будущем знаменитым электротехником Павлом Яблочковым, который приехал в Киев также из Петербурга после окончания Николаевского инженерного училища.  Это знакомство дало новый толчок уже появившемуся до того у Пироцкого интереса к электричеству и электротехнике.

В 1869 году Пироцкого приняли на строевой факультет в Михайловское артиллерийское училище (академию) — одно из старейших военно-учебных заведений России.

В 1871 году после окончания двухгодичного курса Пироцкого назначили ревизором в Артиллерийское управление. Ознакомившись с состоянием производства пушек, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей с тройными стенками, благодаря чему значительно уменьшался расход топлива при плавке металла . Одновременно им была предложена и новая система комнатных печей.

Изучая отчеты артиллерийских полигонов, он обнаружил на плане Белкового поля в Петербурге башню для прожектора, а на расстоянии 83 сажен — простейший генератор тока. Электроэнергия от него передавалась по двум проводам. Однако провода оказались слишком тонкими, а источник - слабосильным. Идея же Пироцкого состояла в передаче «силы падающей воды», вращающей колеса, подобные мельничным и соединенные с генератором. Мощный генератор системы Якоби изобретатель усовершенствовал и начал эксперименты по передаче энергии по достаточно толстому проводу, подвешенному на изоляторах на столбах.

Пироцкий пытался  усовершенствовать систему получения, передачи и превращения электричества в механическую работу.

В 1874-1876 годах он проводит ряд опытов по передаче тока по рельсам. Для этой цели использует заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги длиной 3,5 версты. В его конструкции рельсы, изолированные от земли,  были подключены к генератору Грамма. Один из рельсов в экспериментах был прямым проводником, а другой - обратным. Опыты закончились успешно — в 1876 летом на части железной дороги, ведущей к пристани от станции Сестрорецк, Пироцкий смог заставить работать двигатель, находившийся более чем в километре от источника электропитания. Его предположение о возможности использовать рельс железных дорог «для передачи работы на всякое расстояние» подтвердилось.

Пироцкий подал заявку «на привилегию» и изложил свои выводы в статье «О передаче работы воды, как двигателя, на всякое расстояние посредством гальванического тока», опубликованной в «Инженерном журнале» № 4 за 1877 год. Изобретатель пришел к выводу, что электроэнергия, передаваемая на расстояние, может заставить вращаться колеса устройства, движущегося по рельсам, например, конки – экипажа на конной тяге.

Дальнейшие исследования Пироцкий продолжил вместе с физиком Владимиром Чиколевым. 12 апреля 1880 года на первой в мире специальной электротехнической выставке в Петербурге он продемонстрировал свои проекты и сделал публичный доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод)», в том числе и для движения поездов. Расчеты выполнил известный в то время физик профессор Дмитрий Лачинов.

Летом 1880 года Пироцкий переделал один из вагонов городского двухэтажного трамвая на конной тяге, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция. 22 августа впервые в мире в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка «был двинут» (как писали в газетах) электричеством двухъярусный вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок. Вагон первого в мире электрического трамвая перевозил 40 пассажиров со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось при напряжении постоянного тока 100В через рельсовые пути, которые были предварительно специально приспособлены для передачи электрической энергии путем изоляции костылей от шпал специальным составом и подкладки под рельсы изолирующих брезентовых прокладок.

На опытном вагоне трамвая был установлен тяговый двигатель мощностью 4 л. с. шунтового возбуждения с 600 об/мин. Токосъем производился через бандажи колес, поэтому последние изолировались от вагонных осей. В трамвае впервые была применена зубчатая передача от тягового двигателя к осям вагона по кинематической схеме Пироцкого, в дальнейшем получившая незаслуженно наименование передачи Спрега.

Результаты этих экспериментов были опубликованы в «Российском инженерном журнале», журнале «Электричество», «Журнале Русского физико-химического общества».

Эксперименты Пироцкого продолжались до конца сентября 1880 года – пока у него не закончились средства для их продолжения.

Сильно поиздержавшись, Пироцкий вернулся на службу артиллерийским офицером. В 1881 году он проложил первый в Санкт-Петербурге подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул городские власти к строительству центральной электростанции.

Он также был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей.

В 1888 году вышел в отставку в звании полковника с пенсией в половинном размере от оклада. Последние годы жил в бедности.

В 1898 году Пироцкий умер в военном пансионате города Алешки.

 

Трамвай на электротяге конструкции Пироцкого

Чем знаменит

Русский изобретатель в области электротехники, создатель первого в мире трамвая на электрической тяге. Однако изобретение Федора Пироцкого так и не было реализовано в России - из-за отсталости экономики и низкого социально-культурного уровня общества.

Владельцы общества конно-железных дорог не поддержали новшество, так как затратив большие капиталы на приобретение вагонов, сооружение рельсовых путей, не были готовы вложить еще и немалые средства в переоборудование всего хозяйства на электрическую тягу. Дополнительных же выгод для себя они не видели.

Хозяева конки нашли сторонников среди петербургских извозопромышленников, которые утверждали, что «вагон без упряжки будет пугать лошадей, они понесутся по городу, калеча и убивая людей».

В итоге горожане встревожились, «антиэлектрические настроения» проникли в печать. Возможно, не без влияния хозяев конки в газетах «Голос», «Берег», «Новости» и некоторых других появилось невежественное сообщение, искажающее характер работ Пироцкого и результаты его опытов. И хотя изобретатель публично ответил газетам, его изобретение упрятали под сукно.

В итоге первый электрический трамвай был пущен в России лишь спустя 12 лет после блестящих опытов Пироцкого – в 1892 году,

    

 О чем надо знать

В 1876 году Пироцкий опубликовал результаты своих опытов в «Инженерном журнале» и разослал его многим физикам и электротехникам. Его наблюдения и идеи подтолкнули коллег к работам в этом направлении, и не только в России. Представитель немецкой электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», вкладывавшей капиталы и в российскую промышленность, немедленно отправил статью своему руководству в Германию. Фирма «Сименс и Гальске», использовала идею Пироцкого о передаче электроэнергии на расстояние и  в 1879 году на Берлинской промышленной выставке пустила по ее территории три маленьких открытых вагончика на электрической тяге, в которых могли ехать восемнадцать пассажиров. Электроэнергия для питания двигателя подводилась по специальному среднему рельсу.

Карл Сименс тщательно изучил экспонаты Пироцкого с первой электротехнической выставки в Петербурге, перечертил схемы и задал изобретателю множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.

В 1882 году на электрической выставке в Вене была также построена трамвайная железная дорога, О ней писали в русских газетах: «На Венской электрической выставке электрическая дорога была устроена совершенно так же, как устраивало ее два года тому назад у нас в Петербурге Второе общество городских железных дорог по предложению Пироцкого».

 

Прямая речь

О будущем транспорта: «Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге.

Должна быть карета с электрическим мотором того же Якоби, а еще лучше вагон на рельсах, как поезд. Электричество дадут генераторы, что будут вращаться от мельниц водяных, а от них — по проводам к рельсам, а там уже и до мотора близко. Вот фонарь, откуда там газ? По трубе со станции, что где-то вдалеке или рядом. А силу воды тоже можно передать по проводам».

Яков Годес о первом испытании трамвая на электрической тяге: «С самого раннего утра у Рождественского коночного парка стояли, переминаясь с ноги на ногу, люди, смотрели по сторонам, ждали. Взоры их были обращены на обычный темно синий вагон конки с империалом — вагон № 114. Ему было суждено стать первым электрическим трамваем.- Внешне ничто не отличало его от других, но снизу, под кузовом, был подвешен электродвигатель, смонтирована зубчатая передача, которая приводила вагон в движение. Контроллерное управление позволяло регулировать скорость, ехать то вперед, то назад. Энергия в двигатель поступала по рельсам от специально установленного в парке небольшого генератора.

В начале изобретатель несколько раз проехал туда и обратно в пустом вагоне. Толпа с удивлением смотрела, как вагон конки двигался и без лошади, и без паровоза. Он шел с разной скоростью, останавливался и тут же возобновлял свое движение. Не разворачиваясь, он мог пойти в обратную сторону.

Потом Пироцкий пригласил в вагон сорок человек. Первые пассажиры первого трамвая с некоторой опаской и недоверием разместились в вагоне и на империале. Пироцкий включил двигатель, и чудо повторилось. Вагон легко двинулся вперед, набрал скорость, остановился, поехал обратно. Восхищению свидетелей не было предела… Пироцкий торжествовал»

 

3 факта о Федоре Пироцком

  • Роковую роль в жизни Пироцкого сыграла канцелярская ошибка. В училище он был случайно «переименован» в Пероцкого и дальше в служебных документах, в том числе в приказах, проходил как Пероцкий. В 1885 году после пятилетних многократных рассмотрений дела в судах он вступил во владение поместьем умершего дяди в селе Масловка Алешкинского уезда Таврийской губернии. Однако чиновник губернского управления обнаружил, что в послужном списке наследника записана не та фамилия, что указывается в других бумагах, и в 1896 году Пироцкий  был выселен из имения.
  • Пенсия Пироцкого составляла 285 рублей 50 копеек в год. Этого едва хватало на пропитание и оплату номера в пансионе.
  • После смерти Пироцкого выяснилось, что он не скопил средств даже на похороны. «Никаких денег при нем совсем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позднее проданного имущества», - писала об этом газета «Юг». За все более-менее пригодные вещи покойного изобретателя было выручено всего 65 рублей.

 

Материалы о Федоре Пироцком

Биография Федора Пироцкого

Личности в истории развития городского электрического транспорта. Пироцкий Федор Аполлонович

История науки. Пироцкий Федор Аполлонович

Откуда есть пошел трамвай

Статья о Федоре Пироцком в Википедии

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19.05 23:54 Лидера российских либертарианцев облили фекалиями в Казани
19.05 23:37 Порошенко уволил главу СНБО Украины менее чем за сутки до своего ухода
19.05 22:33 Ален Делон получил «Золотую ветвь» в Каннах за вклад в кинематограф
19.05 21:58 Организатор «Евровидения» отказался дисквалифицировать победителя
19.05 21:32 Глава Минэнерго РФ спрогнозировал возможный дефицит нефти
19.05 20:52 Порошенко назвал свою главную обиду за время президентства
19.05 20:22 Трамп отказался рассказать про кибератаку на «фабрику троллей»
19.05 19:54 Австрийская прокуратура не нашла ничего уголовного в разговоре Штрахе с «россиянкой»
19.05 19:33 Пассажир из Брянска хотел «заминировать» Шереметьево из-за жены
19.05 18:55 Участник полумарафона в Москве умер из-за проблем с сердцем
19.05 18:35 Зеленский рассказал о работе по возвращению «пленников Кремля»
19.05 18:18 Роспотребнадзор пересчитал умерших от ВИЧ россиян
19.05 17:55 Глава Сбербанка выступил против отмены комиссии за снятие наличных
19.05 17:32 Среди пострадавших при взрыве в Каире не оказалось россиян
19.05 17:31 УЕФА назвал цены на билеты на Евро-2020
19.05 17:11 При взрыве в Египте пострадали 12 человек
19.05 16:55 Свыше миллиона фанатов потребовали переснять финал «Игры престолов»
19.05 16:37 Бизнесмен Макаров отверг причастность к скандалу в Австрии
19.05 16:15 Власти Украины обжаловали отмену национализации Приватбанка
19.05 15:57 Глава «Газпрома» не нашел причин сдвигать сроки по «Северному потоку — 2»
19.05 15:37 Россия и Белоруссия согласовали дорожную карту по транзиту нефти
19.05 15:16 СМИ назвали дату досрочных выборов в Раду
19.05 14:52 Организаторы Евровидения осудили демонстрацию флага Палестины
19.05 14:32 Мария Бутина записала видеообращение из тюрьмы
19.05 14:14 Песков рассказал о перспективах новой встречи Путина и Трампа
19.05 13:51 В СМИ появились детали решения суда об отмене национализации Приватбанка
19.05 13:31 Лазарев рассказал о предвзятости к России на Евровидении
19.05 13:14 В Москве эвакуировали торговый центр
19.05 12:53 Джорджу Мартину передадут народный «Оскар» из России
19.05 12:32 Тереза Мэй пообещала «смелое предложение» по Brexit
19.05 12:10 В Израиле задержали протестовавших против Евровидения
19.05 11:41 В России ограничат движение грузовиков в дневное время
19.05 11:15 Петра Порошенко позвали на инаугурацию Зеленского
19.05 10:52 Минобороны рассказало о ситуации в зонах деэскалации в Сирии
19.05 10:31 Полиция опровергла сообщения о стрельбе у Большого театра
19.05 10:14 В Австрии пройдут досрочные выборы
19.05 09:53 США отправят пять человек на инаугурацию Зеленского
19.05 09:30 Еще один «Суперджет» сорвал рейс из-за неполадки
19.05 09:09 Лазарев снова стал третьим на Евровидении
18.05 22:07 Стали известны все призеры кинофестиваля "Победили вместе"
18.05 18:53 Из-за сообщения о минировании в аэропорту Сочи началась эвакуация
18.05 18:29 Актер Арнольд Шварценеггер подвергся нападению в Африке
18.05 18:10 Несколько тысяч французов вышли на улицы в поддержку «желтых жилетов»
18.05 17:50 Прокуратура Армении выразила несогласие с решением освободить Кочаряна
18.05 17:20 Власти Шри-Ланки организуют фестивали и инфотуры для привлечения туристов
18.05 16:58 Бизнес-тренера Тони Роббинса обвинили в домогательствах
18.05 16:35 В РПЦ встали на защиту проекта строительства храма в Екатеринбурге
18.05 15:59 Родственница Скрипалей рассказала о их нежелании возвращаться в Россию
18.05 15:40 Ереванский суд освободил экс-президента Кочаряна
18.05 15:10 В Китае в зоне бедствия из-за землетрясения оказались более 500 человек
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.