21 марта 2019, четверг, 19:52

Гены пеночек-теньковок из разных стран рассказали об их эволюции

Пеночка-теньковка
R. Altenkamp

Международный коллектив ученых, куда входят и орнитологи Зоологического музея МГУ имени Ломоносова, провел масштабное исследование геномов пеночек-теньковок (Phylloscopus collybita) и выяснил детали эволюционной истории этих птиц. О полученных результатах сообщается в пресс-релизе Российского научного фонда.

Пеночки-теньковки – небольшие птицы, заметно уступающие в размере воробью. Название они получили благодаря весенней песне самцов, звучащей как «тень-тянь-тень-тинь…». Живут теньковки в хвойных и смешанных лесах, в садах и парках. Питаются мелкими насекомыми, собирая их с крон деревьев и кустарников. Распространена теньковка по всей Европе и значительной части северной Азии. На востоке ее ареал доходит до Колымы. Обычно это перелетная птица, но в странах южной Европы она живет постоянно. В других же местах пеночки-теньковки улетают на зиму в Индию или Африку.

Существует много разновидностей пеночек-теньковок, ученые до сих пор спорят, какие подвиды следует выделить внутри этого вида. А три подвида орнитологи недавно признали отдельными видами, это иберийская теньковка (Ph. Ibericus), горная пеночка (Ph. sindianus) и канарская теньковка (Ph. canariensis). Их отношения с обычной пеночкой-теньковкой, а также эволюционную историю разных подвидов теньковки и должно было прояснить генетическое исследование.

Для этого был провдеен анализ митохондриального гена ND2 и интрона ядерного гена ACO1I9. «Государственные музеи и университеты предоставили нам 230 образцов крови и тканей пеночек-теньковок из общего ареала всех географических форм вида. Наши пробы в основном взяты от местных гнездящихся или молодых птиц, за исключением четырнадцати зимующих особей: двенадцати из Португалии, одной из Израиля и одной из Великобритании. В сравнительный анализ мы включили пять образцов от представителей иберийской теньковки, тринадцать – от горной пеночки и семь – от теньковки с Канарских островов», – рассказал орнитолог Евгений Коблик.

В итоге ученые подтвердили происхождение всех четырех видов от общего предка и их самостоятельный видовой статус, а также уточнили границы распространения разных подвидов.

Была рассмотрена и ранее никогда не исследовавшаяся популяция пеночек-теньковок с горы Хермон в Израиле. Оказалось, что эти пеночки произошли от смешения нескольких форм и их нельзя отнести ни к одному из выделенных ранее подвидов.

Разделение пеночки-теньковки на подвиды началось в ионийской стадии плейстоцена, то есть около 150–200 тысяч лет назад.

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда. Полученные результаты опубликованы в журнале Plos One.