21 октября 2019, понедельник, 23:18

Исследователи пересмотрели взгляды на синтез полынью лекарства от малярии

Цветки полыни
Kristian Peters

В новой работе американских исследователей показано, что артемизинин – высокоэффективное средство против малярии – вырабатывается полынью совсем не так, как считалось учеными на протяжении четверти века.

Полынь в качестве средства от малярии впервые упоминалась еще в китайских рецептах III века. В 1960-х годах китайский фармаколог Ту Юю в поисках новых лекарств от малярии проверяла средства традиционной медицины и в результате этой работы сумела выделить из полыни однолетней (Artemisia annua) действующее средство – артемизинин, способное уничтожать возбудителей малярии, даже устойчивых к хинину. В 2015 году за это открытие Ту Юю получила Нобелевскую премию (подробнее об артемизинине можно прочитать в особом очерке).

Долгое время ученые считали, что артемизинин в полыни вырабатывают только трихомы – волосковые клетки, покрывающие поверхность растений. Однако профессор Университета Северой Каролины Деюй Се усомнился в этом. Вместе с аспиранткой Рикой Джадд (Rika Judd) он провел ряд экспериментов, изучив строение клеток и экспрессию генов в различных частях растения. В результате они обнаружили, что способность продуцировать артемизинин имеется как и у обычных экземпляров полыни однолетней, так и у мутантов, лишенных волосковых клеток.

Ученые пришли к выводу, что вклад волосковых клеток в производство артемизинина оказывается не очень высоким. Поэтому, стремясь увеличить содержание артемизинина в полыни, нужно в первую очередь обращать внимание не на них. Правда, какие конкретно клетки тоже вовлечены в синтез артемизинина, пока остается невыясненным.

Исследование опубликовано в журнале Molecular Plant.