23 февраля 2020, воскресенье, 11:10

Жирная еда влияет на работу мозга и способствует перееданию

Жирная еда
Wikimedia Commons

В экспериментах на лабораторных мышах было обнаружено, что при переходе с обычного рациона на более жирную пищу у мышей меняется активность некоторых нейронов мозга, задействованных в регулировании питания. В результате они проявляют более сильную склонность к перееданию.

Нейробиолог Гаррет Стубер (Garret Stuber) и сотрудники его лаборатории в Университете Северной Каролины заняты исследованиями изменений в работе мозга, связанных с ожирением и другими расстройствами пищевого поведения. Нейроны, задействованные в стимуляции пищевого поведения, находятся в латеральной области гипоталамуса. Ученые секвенировали РНК из клеток этой области мозга, определяя, какие гены в них активно работали. Сравнивая экспрессию генов у мышей с ожирением, находящихся на диете с высоким содержанием жиров, и у контрольных мышей на стандартной диете, исследователи определили подмножество нейронов, работа которых наиболее резко изменялась при диете, вызывающей ожирение.

Во всех этих нейронах происходила экспрессия гена глутаминовой кислоты – одного из важных нейромедиаторов. Исследователи генетически модифицировали такие клетки, наделив их геном, который заставлял клетки флуоресцировать при поглощении кальция, то есть в момент возбуждения. Затем они наблюдали за активностью клеток в моменты, когда мыши пили подслащенную воду. Если мышь только что поела, нейроны начинали более активно флуоресцировать в ответ на сахар по сравнению с аналогичной ситуацией с голодной мышью. Данные нейроны сигнализировали, что в организм поступило уже достаточно пищи, подавляя желание есть еще больше.

Но по мере того, как худые мыши становились толще из-за высококалорийной диеты, активность их тормозящих нейронов снижалась. Через 12 недель после смены диеты глутаматергические клетки были примерно на 80% менее активными в ответ на сладкую воду. Мозг мышей становился менее чувствительным к сладкому, заставляя их есть больше, чем нужно.

Итоги исследования опубликованы в журнале Science.