Близкие к расследованию ЧП на атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик») источники раскрыли «Коммерсанту» некоторые подробности катастрофы, жертвами которой стали 14 офицеров-подводников. По словам источников, при появлении дыма экипаж «Лошарика» мог эвакуироваться на лодку-носитель, но не стал этого делать, а начал действовать четко в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть» аппарата.
«Ъ» пишет, что дым в аккумуляторном отсеке АС-31 появился во время стыковки станции с лодкой-носителем. Предположительно причиной задымления стали проблемы в электросистеме или дефект кабелей, из-за которого они нагрелись до оплавления изоляции.
Источники напомнили, что, поскольку подлодки строятся из негорючих материалов, «пожара в привычном смысле слова там не бывает». Соответственно, любое задымление в принципе «объявляется пожаром», и «подводникам приходится бороться с ним практически наощупь».
По оценке источников «Ъ», на начальной стадии авария на «Лошарике» не представляла фатальной угрозы для экипажа, который мог воспользоваться портативными дыхательными устройствами ПДУ-3, позволяющими продержаться без кислорода как минимум 20 минут, и эвакуироваться на лодку-носитель через шлюзовое устройство.
Однако офицеры вместо эвакуации последовали правилам «Руководства по борьбе за живучесть подводных лодок», согласно которому все члены экипажа должны оставаться в тех отсеках, где их застал пожар, и там бороться с аварийной ситуацией. В противном случае, как указано в документе, подводникам грозит уголовная ответственность.