18 августа 2019, воскресенье, 02:33

Генетический портрет непарного шелкопряда создан на основе полутора тысяч образов

Непарный шелкопряд (самец)

Учёные из Канады, Германии, России и Чехии определили генетическую структуру вида опасного вредителя лесов — непарного шелкопряда, сообщает Алтайский государственный университет. Для этого они исследовали несколько генов у полутора тысяч экземпляров этой бабочки, собранных в различных точках Европы, Кавказа, Ближнего Востока, Японии, Центральной Азии и Северной Америки.

Непарный шелкопряд (Lymantria dispar) относится к семейству волнянок. Своё название он получил из-за того, что внешний облик самцов и самок этой бабочки значительно различается. Родина непарного шелкопряда — Евразия, но ещё в 1860-е годы эта бабочка проникла в Северную Америку, когда насекомые сумели сбежать на волю во время эксперимента по скрещиванию этого вида с тутовым шелкопрядом. Теперь непарные шелкопряды широко распространились в северо-восточной части США, а также проникли в Канаду. И на прежней родине, и в Новом Свете гусеницы этих бабочек способны в годы массового размножения оставить без листьев множество деревьев. В начале этого года был впервые опубликован геном непарного шелкопряда, который, как оказалось, насчитывает 865 миллионов пар нуклеотидных оснований — рекорд для всего отряда чешуекрылых.

Как определили генетики в ходе нынешнего исследования, у непарного шелкопряда существуют три сильно различающихся генетических линии. Одна представлена в Закавказье, вторая — в Восточной Азии и Японии, третья распространена в Европе и Центральной Азии. Российский участник исследования, профессор Алтайского государственного университета Роман Яковлев, рассказывает: «Полученные данные очень разнятся с современной таксономической трактовкой непарного шелкопряда. Получается, что популяции, которые живут в Подмосковье, Алтае и Монголии, — это одно, а населяющие Хабаровский и Приморский края — совершенно другое. Совершенно далёким кластером является генетическая линия из Ирана и стран Закавказья. Новые материалы помогут энтомологам-практикам лучше контролировать численность этого злостного вредителя».

Внутривидовые генетические различия непарного шелкопряда важны для выбора стратегии контроля этого вредителя, так как разные генетические линии могут иметь различную чувствительность к используемым методам защиты растений. Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Molecular Phylogenetics and Evolution.