19 августа 2019, понедельник, 02:42

Погубившая Стивена Хокинга болезнь связана с бактериями кишечника

Стивен Хокинг

Новое исследование обнаружило связь между боковым амиотрофическим склерозом (болезнь, которой много лет страдал известный физик Стивен Хокинг) и видовым составом кишечных бактерий человека. В эксперименте мыши, у которых было такое же поражение нервов, жили дольше и улучшили своё состояние после того, как получили определённый вид бактерий.

Боковой амиотрофический склероз (БАС) впервые описан врачами в XIX веке, но причины его возникновения не ясны до сих пор. Болезнь поражает моторные, или двигательные нейроны, которые управляют движениями мышцы и отвечают за поддержание мышечного тонуса. Мышцы, лишённые связи с моторными нейронами, слабеют, утрачивают способность сокращаться и теряют массу — это явление называется амиотрофией. На месте скоплений погибших двигательных нейронов в спинном и головном мозге возникает плотная рубцовая ткань. Подробнее об этой болезни можно прочитать в особом очерке.

Учёные из Института Вейцмана в Израиле под руководством профессора Эрана Элинава (Eran Elinav) провели ряд экспериментов с мышами, у которых были те же симптомы, что и у людей с боковым амиотрофическим склерозом. Сначала они обнаружили, что если у мышей полностью уничтожить кишечную микрофлору антибиотиками, болезнь у них протекает тяжелее. Затем исследователи стали анализировать влияние отдельных штаммов. Они обнаружили 11 штаммов, распространение которых было связано с прогрессированием болезни. При этом две бактерии, Ruminococcus torques и Parabacteroides distasonis, увеличивали тяжесть симптомов, а один вид — Akkermansia muciniphila — напротив, улучшал состояние животных.

Исследователи связывают такое воздействие Akkermansia muciniphila с одним из синтезируемых этой бактерией веществ — никотинамидом, который может замедлять течение болезни. Затем исследователи изучили микробиомы 37 пациентов с БАС и сравнили результаты со здоровыми членами семьи. Они обнаружили, что у пациентов низкий уровень никотинамида в крови. В дальнейших исследованиях у других пациентов с БАС было обнаружено, что в их крови и в спинномозговой жидкости понижен уровень никотинамида.

Эран Элинав подчеркнул, что исследование, хотя и многообещающее, всё ещё находится на ранней стадии. «Хотя эти результаты интересны и могут пролить новый свет на неуловимые модуляторы и причины БАС у людей, они очень предварительны, — сказал он. — И они ни в коем случае не представляют собой рекомендации для лечения или профилактики для пациентов и их врачей».