15 декабря 2019, воскресенье, 04:08

На карте Плутона появились 14 новых названий

Плутон
NASA

Международный астрономический союз утвердил очередную порцию названий для деталей рельефа на Плутоне. Названия были предложены учёными, работающими в проекте NASA «Новые горизонты». Все получившие названия объекты были обнаружены благодаря полёту космического аппарата New Horizons, посетившего окрестности Плутона в 2015 году.

Согласно заранее выработанным условиям, названия для объектов на Плутоне могли быть взяты из трёх тематических областей: истории земных или космических путешествий (имена знаменитых путешественников, названия космических аппаратов, исследователи космоса), путешествий в литературе, а также из мифов разных народов, относящихся к подземному миру.

Фото: NASA/JHUAPL/SwRI/Ross Beyer

На этот раз имена получили 14 объектов.

Озеро Алкиония (Alcyonia Lacus), заполненное замёрзшим азотом, названо в честь озера близ Лерны на Пелопоннесе, которое в греческой мифологии считалось бездонным и служило одним из входов в царство Аида.

Горы Элькано (Elcano Montes) названы в честь мореплавателя Хуана Себастьяна Элькано — участника первой кругосветной экспедиции, возглавившего плавание после гибели Магеллана.

Долина Хун-Ахпу (Hunahpu Valles) получила название по имени одного из близнецов из эпоса «Пополь-Вух». Хун-Ахпу и его брат Шбаланке спустились в Шибальбу — подземный мир в мифологии киче — и победили владык преисподней в игре в мяч.

В честь американского планетолога индийского происхождения Бишуна Кхаре назван кратер Кхаре (Khare crater). Этим отмечены исследования учёного, касающиеся толинов — химических веществ, присутствие которых обнаружено в спектрах ряда ледяных спутников, астероидов и объектов пояса Койпера, включая и Плутон.

Грузинский астроном Ролан Ильич Киладзе стал известен благодаря первым фотометрическим и астрометрическим исследованиям Плутона. В его честь назван кратер Киладзе (Kiladze crater).

Область Ловелла (Lowell Regio) носит имя Персиваля Ловелла, основателя крупнейшей частной обсерватории в США, посвятившего многие годы поискам планеты за орбитой Нептуна. Плутон был открыт через 14 лет после смерти Ловелла, но в память о нём название для Плутона было выбрано так, чтобы оно совпадало с его инициалами.

Из эпоса народа ньянга, живущего в регионе Киву Демократической республики Конго, было взято название для борозд Мвиндо (Mwindo Fossae). Имя Мвиндо носит главный герой эпса, совершающий путешествие в подземный мир.

Французский изобретатель Огюст Пикар, создавший воздушный шар для полётов в стратосферу и батискаф, на котором его сын достиг дна Марианской впадины, дал своё имя горе Пикара (Piccard Mons).

Горы Пигафетты (Pigafetta Montes) названы в честь ещё одного участника экспедиции Магеллана — мальтийского рыцаря Антонио Пигафетты, чей дневник стал одним из главных документальных источников об этом плавании.

Склон Пири (Piri Rupes) получил название в честь османского флотоводца Ахмеда Мухиддина Пири, известного под именем Пири-реис, громившего венецианцев в Средиземном море и португальцев в Индийском океане. Пири-реис вошел в историю картографии как автор атласа «Китаб-и-бахрие» («Книга морей»), охватывавшего территорию Средиземноморья, и двух ранних карт мира (1513 и 1528 годы), включавших в себя изображения Америки.

Планетолог Дамон Симонелли, работавший в Корнельском университете и в NASA, известен предложенными им моделями образования Плутона, а также спутников больших планет и астероидов. В его честь назван кратер Симонелли (Simonelli crater).

Гора Райт (Wright Mons) названа в честь пионеров авиации Орвилла и Уилбура Райтов.

Наконец, два объекта получили названия в честь советских космических аппаратов. Это земля Веги (Vega Terra) и Земля Венеры (Venera Terra).