23 сентября 2019, понедельник, 23:15

Возле звезды Бета Живописца обнаружена вторая гигантская планета

Beta Pictoris b и Beta Pictoris c
Илл.: P. Rubini/A.-M. Lagrange

При помощи приёмника HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья в Чили, международная группа астрономов обнаружила присутствие в системе звезды Бета Живописца уже второй гигантской экзопланеты.

Планетная система находится на расстоянии около 63 световых лет от Земли, а её возраст оценивается всего в 20 миллионов лет. В ней есть околозвёздный диск из газа и пыли и огромное количество экзокомет. В 2008 году в ней была открыта планета Beta Pictoris b, газовый гигант, массой примерно в 9–13 раз больше Юпитера. Он совершает оборот вокруг своей оси за 8 часов, а вокруг звезды Бета Живописца — за 22 года. От звезды его отделяет расстояние в 9 астрономических единиц.

Новая планета, обнаруженная Анной-Мари Лагранж из Института планетологии и астрофизики в Гренобле и её коллегами и названная Beta Pictoris c, имеет массу, примерно в 9 раз превышающую массу Юпитера, и располагается намного ближе к своей звезде. Она движется по орбите на среднем расстоянии 2,7 астрономических единицы от звезды, а её период обращения равен около 1200 дней.

«Нам пришлось более десяти лет анализировать спектроскопические данные высокого разрешения, полученные HARPS, чтобы косвенно обнаружить присутствие Beta Pictoris c», — говорят астрономы. Они надеются узнать больше о планете из данных космического телескопа Gaia и Чрезвычайно Большого Телескопа, который сейчас строится в Чили. «Поскольку большая полуось её орбиты существенно меньше, чем у Beta Pictoris b, есть возможность наблюдать прохождения этой планеты на фоне её звезды, — поясняют авторы исследования. — Это позволит исследовать её атмосферу, а прохождения сферы Хилла — области, в которой планета удерживает свои спутники, — позволят искать спутники или околопланетные кольца вокруг Beta Pictoris c».

Об открытии сообщается в статье в журнале Nature Astronomy.