29 марта 2024, пятница, 17:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Астероид Голт поменял цвет на глазах у астрономов

Астероид 6478 Голт
NASA/ESA

Впервые астрономы наблюдали изменение цвета астероида. Астероид главного пояса 6478 Голт при наблюдении в ближнем инфракрасном диапазоне сменил свой цвет с красного на синий.

Астероид Голт был открыт Кэролин и Юджином Шумейкерами 12 мая 1988 года и получил название в честь американского планетолога Дэвида Голта. Его размер составляет всего около 2,5 километров. Расстояние от астероида до Солнца в среднем равно 344 000 000 километров.

В январе этого года космический телескоп Хаббла и другие обсерватории заметили, что у этого астероида появились два узких хвоста, какие обычно встречаются у комет. Причиной их появления стало постепенное разрушение астероида из-за эффекта Ярковского — О'Кифа — Радзиевского — Паддака (YORP), то есть из-за разницы в поглощении и отражении солнечного излучения своей поверхностью, которая нагревается днем и остывает ночью.

Михаэль Марссет (Michaël Marsset), планетолог из Массачусетского технологического института, и его коллеги продолжали наблюдение за Голтом при помощи наземного инфракрасного телескопа NASA IRTF (Infrared Telescope Facility). Они смогли в реальном времени наблюдать изменение цвета астероида. Примечательно, что, как установили ученые, Голт относится к астероидам спектрального класса S, то есть его поверхность каменная, без крупных скоплений водяного льда, которые делали бы его похожим на комету.

Следовательно, хвосты у астероида Голт не могут состоять из частиц испаряющегося льда, поэтому надо искать другую причину их появления. «Скорее всего, мы видим пыль на поверхности астероида, которая покраснела за миллионы лет пребывания на Солнце и была выброшена в космос, обнажая менее облученную поверхность, которая кажется синей на волнах ближнего инфракрасного диапазона, — говорит астроном Франческа Демео (Francesca DeMeo). — Интересно, что достаточно удалить только очень тонкий слой, чтобы увидеть изменения в спектре. Его толщина может составлять всего несколько микронов».

Причиной же выброса этой пыли с поверхности астероида может оказаться его быстрое вращение. Сейчас, по расчетам ученых, астероид Голт совершает оборот вокруг своей оси всего за 2 часа. Ускорение вращения связано всё с тем же YORP-эффектом.

Исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.