14 декабря 2019, суббота, 22:51

Бактерии помогают кошкам метить территорию

Gidon Pico

Мэй Ямагути (Mei Yamaguchi) и ее коллеги из Калифорнийского университета в Дэвисе определили, что запаховые метки, которыми самцы кошек метят свою территорию, делаются при помощи пахучих веществ, вырабатываемых не организмом самой кошки, а бактериями-симбионтами.

Запах, оставляемый кошками, складывается из большого количества летучих соединений. Вещество для своих пахучих меток кошки выделяют при помощи анальных желез. Аналогичные железы имеются и у других млекопитающих — собак, медведей, панд, скунсов и гиен, — и вырабатываемые ими вещества используются для коммуникации или для обороны. Еще в 1970-х годах ученые предположили, что по крайней мере часть пахучих веществ у этих животных производится симбиотическими бактериями.

Проверке этой гипотезы для кошек была посвящена работа калифорнийских ученых. Они проанализировали состав выделений анальных желез самца бенгальской породы (гибрид обычной домашней кошки и бенгальской кошки, Felis catus х Prionailurus bengalensis). Также они извлекли ДНК живущих в железах бактерий. Было установлено, что эти бактерии относятся к шести родам, преобладали же три бактерии: Bacteroides fragilis, Tessaracoccus и Finegoldia magna. Исследователи вырастили культуры этих бактерий и изучили синтезируемые ими вещества. Всего удалось определить 52 соединения из анального секрета кота и 67 соединений из бактериальных культур, 51 вещество из этих двух групп совпало.

«Мы показываем, что бактериальное сообщество в анальной железе состоит в основном из нескольких распространенных видов и что изоляты этих видов производят многочисленные соединения, которые обнаруживаются в комбинированном профиле анальной железы. Некоторые из этих соединений обнаружены в секретах анальных желез других хищных млекопитающих. Это согласуется с гипотезой ферментации и возможностью того, что анальные железы служат, по крайней мере частично, для размещения бактерий, которые производят летучие вещества для хозяина», — утверждают исследователи.

Работа опубликована в электронном научном журнале PLOS ONE.