19 марта 2024, вторник, 05:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Самая массивная нейтронная звезда в два с лишним раза тяжелее Солнца и всего 24 километра диаметром

MSP J0740+6620
B. Saxton/NRAO/AUI/NSF

С помощью радиотелескопа Грин-Бэнк астрономы открыли нейтронную звезду с рекордно большой для звезд этого типа массой. Масса объекта MSP J0740 + 6620 равна 2,14 массам Солнца, тогда как диаметр его — всего лишь 24 километра.

Такое значение массы близко к теоретическому пределу для нейтронных звезд, при котором они еще могут существовать, не превращаясь в черную дыру (так называемый «предел Толмена — Оппенгеймера — Волкова»), по последним данным, этот предел составляет 2,16 солнечных массы. Масса же большинства известных нейтронных звезд составляет от 1,3 до 1,5 массы Солнца, а диаметр — 10–15 километров.

Нейтронные звезды представляют собой заключительную фазу эволюции тяжелых звезд. Когда у звезды с массой от 10 до 30 солнечных заканчивается материал для термоядерных реакций, происходит коллапс ее ядра со вспышкой сверхновой, и в итоге возникает новый объект — нейтронная звезда. В нашей Галактике открыто более двух с половиной тысяч нейтронных звезд. А в апреле прошлого года нейтронную звезду впервые удалось открыть за пределами нашей Галактики.

Нейтронные звезды были теоретически предсказаны Львом Ландау в начале 1930-х годов и открыты в конце 1960-х как радиопульсары — источники периодического радиоизлучения. Позже стало ясно, что это излучение исходит от быстро вращающихся нейтронных звезд. Частота их вращения достигает сотен оборотов в секунду.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.