19 февраля 2020, среда, 14:23

Вместо «планеты Х» двое физиков предлагают искать маленькую черную дыру

Черная дыра
NASA

В последние годы многие астрономы стали поддерживать гипотезу, согласно которой странные свойства орбит некоторых транснептуновых объектов объясняются гравитационным влиянием еще не открытой массивной планеты Солнечной системы, находящейся далеко за Нептуном. Эту гипотетическую планету стали называть планетой Х. Теперь же двое физиков выдвинули предположение, что «планета Х» представляет собой не планету, а маленькую черную дыру.

Еще в 2011 году было выдвинута гипотеза о том, что на ранних этапах существования Солнечной системы планет-гигантов было не четыре, а пять, но позднее пятая планета была выброшена гравитацией Юпитера и Сатурна за пределы планетной системы или на ее далекую периферию. Дэвид Несворны предположил это на основании компьютерной модели эволюции Солнечной системы. Название «планета Х» стало широко известно в начале 2016 года, когда появилась статья Майкла Брауна и Константина Батыгина из Калифорнийского технологического института. Они установили, что очень сильное удаление от Солнца шести транснептуновых объектов нельзя объяснить только влиянием гравитационного поля Нептуна. Батыгин и Браун при помощи компьютерного моделирования продемонстрировали, что лучше всего особенности орбит объясняются, если предположить существование в поясе Койпера новой планеты. С тех пор они, а также другие исследователи уточнили детали этой гипотезы. Сейчас предполагается, что «планета Х» должна быть тяжелее Земли в 5–15 раз и находиться на расстоянии от 45 до 150 миллиардов километров от Солнца (подробнее об этих исследованиях можно прочитать в очерках «Охота за новой планетой» и «Планета девять: новые доказательства»).

Джейкоб Шольц (Jakub Scholtz) из Даремского университета и Джеймс Анвин (James Unwin) из Иллинойского университета выдвинули предположение, что «планета Х» может оказаться так называемой первичной черной дырой. Существование черных дыр такого типа было предсказано в 1966 году Яковом Зельдовичем и Игорем Новиковым, а позднее их теорию развил Стивен Хокинг. Согласно предположениям физиков, эти черные дыры возникали не при гравитационном коллапсе звезд, а вскоре после Большого взрыва по причине неоднородностей вещества в расширяющейся ранней Вселенной. Масса их должна быть значительно ниже массы обычных черных дыр. По разным предположениям, она может составлять около 1020–1030 кг или еще меньше. Кроме того, первичные черные дыры не могут состоять из обычного (барионного) вещества, а, предположительно, именно в них должны быть заключена темная материя. Ученые пытаются придумать различные пути обнаружения первичных черных дыр, но пока те так и остаются гипотетическими объектами.

В работе Шольца и Анвина, опубликованной на сервере препринтов arXiv.org, говорится, что черная дыра планетарной массы может быть окружена ореолом темной материи радиусом до миллиарда километров. Взаимодействия между частицами темной материи и темной антиматерией могут порождать вспышки гамма-лучей, по которым есть шанс обнаружить присутствие этого объекта. Исследователи намерены искать «планету Х» по данным, полученным с 2008 года от космического гамма-телескопа «Ферми». Он зафиксировал группы спорадических вспышек гамма-излучения там, где должна проходить орбита «планеты Х».