10 декабря 2019, вторник, 15:23

Цунами 1964 года принесло в Северную Америку опасный гриб

Колонии Cryptococcus gattii в чашке Петри
Wikimedia Commons

С 1999 года в канадской провинции Британская Колумбия и штатах США Вашингтон и Орегон отмечаются случаи инфекций, вызванных грибком Cryptococcus gattii, который ранее встречался в тропических зонах Южной Америки, Азии, Африки, Австралии и Новой Гвинеи. Согласно новому исследованию, грибок могл быть принесен на тихоокеанское побережье Северной Америки в результате цунами, вызванного Великим аляскинским землетрясением 1964 года.

Грибок Cryptococcus gattii относится к семейству дрожалковых (Tremellaceae), получившему свое название из-за желеобразных плодовых тел. Но данный вид, как и его ближайшие родственники, плодовых тел он не образует вовсе, а размножается по типу дрожжей. В природе он встречается в почве под определенными видами деревьев. Попадая в организм человека или животного, он вызывает инфекционные заболевания легких (легочный криптококкоз), оболочек мозга (криптококковый менингит) или головного мозга (церебральный криптококкоз). Болезни достаточно опасны, легочный криптококкоз может привести к дыхательной недостаточности и смерти, осложнениями при инфекции нервной системы становятся гидроцефалия, судороги и другие неврологические симптомы. За последние двадцать лет в США и Австралии выявлено более 300 случаев болезни, 27 заболевших погибли.

Ученые пытались понять, как грибок, ранее не характерный для данного региона, попал туда. Согласно предложенной гипотезе, причиной появления Cryptococcus gattii в Северной Америке стало землетрясение 27 марта 1964 года, эпицентр которого находился в Аляскинском заливе. Землетрясение магнитудой 8,4 стало сильнейшим в истории Северной Америке. В результате последовавшего за ним цунами погибли 139 жителей Аляски.

Генетический анализ показал, что штаммы Cryptococcus gattii с тихоокеанского побережья США и Канады наиболее близки бразильским штаммам. В 2017 году группа исследователей предположила, что проникнуть в зону Тихого океана грибок мог в балластной воде судов после 1914 года, когда открылось движение по Панамскому каналу. «Генетические часы» подтверждали это предположение, три тихоокеанских штамма отделились от бразильского предка около ста лет назад.

Но оставалось непонятным, как из океана споры грибка попали в почву и деревья. Теперь исследователи предполагают, что цунами 1964 года — подходящее объяснение. «Это единственное событие, как никакое другое в новейшей истории, вызвало мощный толчок океанской воды в прибрежные леса на северо-западе Тихого океана, — пишут они. — Такое событие, возможно, вызвало одновременное заражение лесов C. gattii вверх и вниз по побережью региона, включая остров Ванкувер в Британской Колумбии, Вашингтон и Орегон».

В подтверждение своей гипотезы ученые указывают, что грибок обнаруживается в лесах на побережье, а не в глубине континента. Они даже предложили объяснение того, почему от цунами до первых проявлений заболевания прошло более тридцати лет. По их словам, при жизни в морской воде Cryptococcus gattii значительно теряет свою способность заражать человека, и потребовалось время, чтобы в ходе эволюции в Северной Америке он снова стал вирулентным. К тому же ученые отмечают, что самый ранний случай обнаружения штамма C. gattii на тихоокеанском побережье произошел в Сиэтле в 1971 году, задолго до начала вспышки 1999 года, что свидетельствует о том, что грибок уже присутствовал в регионе.

Ученые полагают, что другие регионы, пострадавшие в недавнем прошлом от цунами, например, Япония и Индонезия, тоже подвергаются риску будущих вспышек инфекции, вызванной этим видом грибков.

Исследование опубликовано в журнале mBio.