15 ноября 2019, пятница, 08:17

Древние клещи эволюционировали в 600 раз медленнее динозавров

Ископаемый клещ из семейства Paratydeidae
Pavel B. Klimov et al. / Journal of Systematic Palaeontology, 2019

Изучение ископаемых останков позволило российским ученым выяснить, что почвенные клещи эволюционировали очень медленно на протяжении миллионов лет. Именно поэтому современные представители этой группы практически не отличаются от своих предков, живших в доисторические времена. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Systematic Palaeontology. Исследование было поддержано Российским научным фондом, кратко о его итогах рассказала пресс-служба фонда.

Сотрудники Тюменского государственного университета совместно с коллегами из Палеонтологического института РАН (Москва), Мичиганского университета (США), Института зоологии им. Шмальгаузена НАН Украины (Киев) и Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия) описали два не известных ранее вида клещей, которые жили 34 миллиона лет назад, в эпоху эоцена, — Scolotydaeus vlaskini и Tanytydeus pogrebnyaki из семейства Paratydeidae. Их останки сохранились в янтаре, который был добыт в карьере Пугач (Клесов, Украина) и хранился в коллекции Института зоологии имени Шмальгаузена НАН Украины. Исследуя их под микроскопом, исследователи заметили, что их строение очень похоже на строение современных родственных клещей. Поэтому они предположили, что эволюция в семействе Paratydeidae протекала крайне медленно.

Чтобы проверить гипотезу, ученые собрали базу данных о 48 внешних признаках 20 видов клещей-паратидеид. Также они изучили ДНК для 169 видов клещей. Потом авторы построили древо, длина ветвей которого пропорциональна времени эволюции, и смоделировали процесс эволюционных изменений. Чтобы сделать вывод о том, как они происходили, ученые применили метод молекулярных часов. Этот подход отслеживает темпы эволюции и основан на гипотезе, что все значимые изменения происходят примерно с одной скоростью, но также допускает, что в разных группах скорость накопления мутации может быть разной и молекулярные часы могут «тикать» с разной скоростью. Иными словами, зная время эволюции между предковым видом (A) и современным видом (B) и признаки этих видов, можно посчитать, с какой скоростью происходила эволюция видa B.

Анализы подтвердили, что представители этого семейства эволюционировали крайне медленно. Хотя само семейство появилось 242 миллиона лет назад, важные эволюционные изменения происходили лишь раз в 46 миллионов лет. Ученые в своей работе сравнили скорость эволюции клещей семейства Paratydeidae и хищных динозавров. Оказалось, что динозавры развивались в 637 раз быстрее.

«Такая медленная эволюция может объясняться стабильностью жизни клещей в почве на протяжении миллионов лет. Современное широкое распространение семейства может быть обосновано их ранней эволюцией на Пангее — первом континенте, раскол которого привел к образованию всех современных материков», — прокомментировал Павел Климов, кандидат биологических наук, профессор Тюменского государственного университета.