19 марта 2024, вторник, 10:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Работа лекарства от астмы исследована на молекулярном уровне

Участки CysLT1 (оранжевый), отвечающие за активацию рецептора, в сравнении с другими GPCR
Luginina et al., Science Advances

Научная группа сотрудников Центра изучения молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний Московского физико-технического института вместе с учеными из США, Канады, Франции и Германии определила пространственную структуру CysLT1 рецептора. Работа опубликована в журнале Science Advances, кратко о ее результатах сообщает пресс-служба МФТИ.

Рецепторы, сопряженные с G-белком, называемые сокращенно GPCR, от английского G-protein-coupled receptors, — это белковые молекулярные машины, встроенные в мембрану (внешнюю оболочку) клетки. В их число входит CysLT1 рецептор. Каждый GPCR ловит сигнал извне и ретранслирует его внутрь клетки. Сигналы могут быть крайне разнообразными: от фотонов света до молекул жира, небольших белков или фрагментов ДНК. Внутри клетки эффект, вызываемый рецептором, также может приводить к различным последствиям: от деления или перемещения клетки до ее гибели. Такое «клеточное общение» — ключевой этап в функционировании организма.

В данной работе сотрудники лаборатории структурной биологии рецепторов, сопряженных с G-белком, исследовали рецептор CysLT1. Он участвует в воспалительных процессах и играет важную роль в развитии аллергических заболеваний, в том числе астмы, от которой сейчас страдает около 10 % населения планеты. Группе биофизиков МФТИ удалось получить детальную 3D-структуру рецептора с двумя лекарствами, прописываемыми от астмы, аллергического ринита и крапивницы, — зафирлукастом и пранлукастом. Кристаллы с пранлукастом получились относительно крупными, 0,3 мм в длину, и были исследованы на французском синхротроне ESRF в Гренобле, а кристаллы с зафирлукастом могли дорасти лишь до нескольких микрометров, и были исследованы в Калифорнии, на Стэндфордском лазере на свободных электронах (LCLS). Канадские коллеги помогли исследовать передачу сигнала нашим рецептором.

«Эти структуры, ставшие для нас родными, несомненно уникальны. Механизм работы CysLT1 рецептора вносит свои коррективы в понимание функционирования белков семейства GPCR, а определение области связывания лекарств, зафирлукаста и пранлукаста, послужит подспорьем для дальнейших усовершенствований препаратов от астмы: увеличения их эффективности и снижения побочных эффектов», — прокомментировала Александра Лугинина, один из авторов работы, научный сотрудник лаборатории структурной биологии рецепторов, сопряженных с G-белком, МФТИ.