16 декабря 2019, понедельник, 01:14

Генетики сравнили императорский Рим с Нью-Йорком

Римский Форум

Ученые из США, Италии, Франции, Ирландии, Австрии и Ватикана завершили генетическое исследование останков жителей Рима, охватившее период в 12 000 лет. Возглавляли коллектив физический антрополог Альфредо Коппа (Alfredo Coppa) из Римского университета «Сапиенца», а также генетики Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) из Венского университета и Джонатан Притчард (Jonathan K. Pritchard) из Стенфордского университета. Ученые установили, что на раннем этапе истории Рима, а также в эпоху упадка Римской империи большинство обитателей города было генетически близко к современному населению Западной Европы. А вот Рим времен императоров походил, по словам ученых, на Нью-Йорк, так как был городом, собравшим людей самого разного происхождения. Большинство жителей императорского Рима оказались выходцами из Восточного Средиземноморья или Ближнего Востока.

Исследование охватило геномы 127 человек, кости которых были найдены на 29 археологических объектах Рима или ближайших окрестностей. Для извлечения ДНК использовали каменистую часть височной кости — самую твердую костную ткань, которая лучше всего сохраняется. Самые древние геномы были получены от трех охотников-собирателей, которые жили от 9000 до 12 000 лет назад и генетически напоминали других обитателей Европы той эпохи. Примерно 9000 тысяч лет назад генетическая картина как Рима, так и всей Европы изменилась благодаря переселению ранних земледельцев из Малой Азии.

Особый период в генетической истории Рима начался в 900–200 годах до н. э., когда Рим прошел путь от маленького поселения до крупного города. Из 11 геномов этих веков были обнаружены как те, что соответствуют нынешним итальянцам, так и те, чьи генетические маркеры свидетельствуют о происхождении с Ближнего Востока или Северной Африки. Еще больше генетическое разнообразие римлян выросло, когда Римская республика превратилась в империю, а население столицы достигло миллиона человек. По словам ученых, между 27 годом до н. э. и 300 годом н. э. «генетическое разнообразие было просто ошеломляющим». «Люди, возможно, думают, что количество миграций, которое мы видим в настоящее время, представляет собой новое явление, —говорит Джонатан Притчард. — Но из древней ДНК ясно, что население долгое время смешивалось очень высокими темпами».

Но жители разных провинций империи имели разные шансы переселиться в столицу. Исследование показывает, что подавляющее большинство иммигрантов в Рим прибыли с Востока. Из 48 геномов этого периода, только 2 показали сильные генетические связи с Европой. Еще 2 были североафриканского происхождения. Остальные связываются с Грецией, Сирией, Ливаном и другими регионами в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Миграции же из Западной Европы были затруднены необходимостью преодолевать Альпы.

Генетическое разнообразие начало уменьшаться в IV веке нашей эры, когда империя была разделена на Западную и Восточную, а столицей восточной части стал Константинополь. Изменившиеся торговые маршруты отправляли людей в новую столицу, а из-за эпидемий и нашествий население Рима сократилось до 100 000 человек. Вторжение варваров пополнило количество людей европейского происхождения, и Рим постепенно утратил свою сильную генетическую связь с Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком. К средневековью генетическая картина города вновь мало отличалась от остальной Западной Европы.

Работа опубликована в журнале Science.