11 декабря 2019, среда, 09:56

Звезда S5-HVs1 покидает Млечный Путь со скоростью более 1700 километров в секунду

Стрелкой показано направление движения звезды
Sergey Koposov/PA

Астрономы обнаружили звезду, движущуюся прочь из Млечного Пути со скоростью более 1700 километров в секунду после сближения со сверхмассивной черной дырой в центре галактики. Скорость звезды в десять раз превышает скорость движения большинства звезд Млечного Пути, включая Солнце. Она стала третьей по величине звездной скоростью из когда-либо измеренных, два случая еще больших скоростей связаны со взрывами сверхновых. Способность черных дыр выбрасывать звезды из галактик с феноменальными скоростями была предсказана более тридцати лет назад, но впервые удалось найти столь яркое подтверждение этого.

Звезда S5-HVs1 была открыта при помощи 3,9-метрового Англо-австралийского телескопа в обсерватории Сайдинг-Спрингс в Австралии. Она движется столь быстро, что примерно через 100 миллионов лет окончательно покинет нашу Галактику и проведет остаток своей жизни в одиночестве в межгалактическом пространстве.

Астроном Гэри Да Коста (Gary Da Costa) из Австралийского национального университета и его коллеги восстановили путь, пройденный этой звездой, и пришли к выводу, что 5 миллионов лет назад звезда была частью бинарной звездной системы, которая оказалась очень близко к Стрельцу А* — сверхмассивной черной дыре в центре галактики Млечный Путь. По оценкам астрономов, масса этой черной дыры составляет 4,31 миллиона масс Солнца. В какой-то момент ближайшая к черной дыре звезда из двойной системы была притянута ее гравитаций и в конечном итоге погрузилась в черную дыру, динамика этого взаимодействия привела к выталкиванию второй звезды с чрезвычайно высокой скоростью. Данное явление называется механизмом Хиллса — по имени предположившего его более тридцати лет назад астронома Джека Хиллса, специализировавшегося на звездной динамике. В 2005 году астрономы уже находили звезду с такой же судьбой, как и у S5-HVs1, но ее скорость была в три раза ниже.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.