11 декабря 2019, среда, 09:53

Съедобный гриб поможет людям бороться с комарами

Полёвка цилиндрическая (Cyclocybe aegerita)
Ramiro Barreiro

Грибы часто выделяют токсины, чтобы спастись от насекомых, которые не прочь полакомиться плодовыми телами грибов или отложить в них свои яйца. Один из таких токсинов рассматривается учеными как потенциальное средство для борьбы с комарами, переносящими опасные заболевания. Команда ученых из Швейцарии и Германии изучила механизм действия этого вещества.

Гриб полёвка цилиндрическая (Cyclocybe aegerita, также известен под названиями Agrocybe cylindracea, Agrocybe aegerita и Pholiota aegerita) растет на стволах живых и погибших деревьев. Он широко распространен в субтропической зоне Евразии, съедобен, а на юге Франции даже считается деликатесом. С древних времен полёвку цилиндрическую искусственно выращивают для употребления в пищу, впервые эта практика описана еще Плинием Старшим. Фермы, где разводятся эти грибы, есть во Франции, Италии, США, Чили, Японии, Южной Корее, Китае и Австралии.

В 2017 году был открыт выделяемый этим грибом токсин агеритин, воздействующий на насекомых. Теперь ученые из Исследовательского центра и музея имени Зенкенберга во Франкфурте-на-Майне и Швейцарской высшей технической школы Цюриха выяснили механизм воздействия этого токсина и его генетическую основу. Согласно их исследованию, агеритин представляет собой риботоксин, то есть он воздействует на рибосомы — клеточные органы, занятые производством белков. Токсин останавливает синтез белка, что в конечном итоге приводит к гибели клеток. Один из авторов исследования Флориан Хеннике говорит: «Риботоксины также вырабатываются сумчатыми грибами (аскомицетами). Однако последовательность генов, которая обеспечивает выработку агеритина у Agrocybe aegerita, значительно отличается от вариантов риботоксина известных у сумчатых грибов. Поэтому он представляет собой новый тип такого грибного токсина — первый риботоксин, полученный из съедобного агарикового гриба».

Ученые провели в лаборатории тесты на токсичность агеритина для разных видов комаров и обнаружили, что он эффективно убивает личинок желтолихорадочного комара (Aedes aegypti) и его родственника — комара Aedes albopictus, оба этих вида переносят целый ряд опасных болезней. Авторам исследования кажется целесообразным использование грибного токсина для разработки средства борьбы с этими комарами. «Глобальная торговля и изменение климата позволяют тропическим и субтропическим видам комаров распространяться всё дальше и дальше в северные широты. В то же время эти комары являются переносчиками арбовирусов, вызывающих тяжелые тропические заболевания, такие как лихорадка Зика, желтая лихорадка и денге. Поэтому развитие биологического инсектицида на основе агеритина становится хорошим вариантом для будущего», — объясняет Хеннике.

Но исследователи признают, что ряд деталей относительно агеритина остается им непонятным. Например, они еще не могут объяснить, как гриб защищает собственные клетки от отравления вырабатываемым им токсином.

Исследование опубликовано в журнале Applied and Environmental Microbiology.